Учебные пособия по внеурочной деятельности. Методическое пособие по внеурочной деятельности

Необходимо пояснить требования к обеспеченности учебниками и учебными пособиями предметов учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. В перечне таких курсов находятся и элективные курсы и спецпредметы, учебники по которым не входят в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников. Каким образом должны комплектоваться учебниками такие предметы при проверке лицензионных требований? Каковы требования к обеспеченности пособиями, учебниками для внеурочной деятельности, дополнительного образования?

Ответ

Учебники для внеурочной деятельности должны использоваться из федерального перечня учебников и пособия, допустимые к использованию при реализации ООП. При реализации ДОП образовательная организация вправе выбирать любые учебники и определять требования к нормам обеспеченности ими самостоятельно.

<…>Внеурочная деятельность - это то, что включено в план внеурочной деятельности как компонент основной образовательной программы. <…>

<…>Внеурочную деятельность регламентирует организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.<…>

Учитывая, что внеурочная деятельность является частью ООП, то нормы обеспеченности учебниками для внеурочной деятельности определяется в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе и устанавливаются соответствующими ФГОС ( Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими , осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ( Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Федеральный перечень учебников утвержден .

Таким образом, следует использовать учебники для внеурочной деятельности из вышеуказанных перечней. Использование учебников (учебных пособий), не входящих в перечни, при реализации ООП не допускается.

Что касается предметов по дополнительным образовательным программам, то обучение по ним вынесено за пределы ФГОС.

Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность ( Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выбор учебников и пособий по таким предметам, требования к обеспеченности учебниками по ним ОО определяет самостоятельно. С целью урегулирования данного вопроса на уровне ОО может быть издан соответствующий локальный акт.

Экологическое воспитание – один из важнейших элементов формирования экологической культуры. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В современное время экологическое образование и воспитание школьников играет очень важное значение.

Основной целью экологического воспитания школьников является формирование у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Одной из форм экологического воспитания детей является исследовательская и экспериментальная практика ребенка, которая может применяться на занятиях по внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. На эксперимент в школе зачастую не хватает времени. Поэтому выбор экспериментальной деятельности как основной на занятиях вне уроков является актуальным. Кроме того, эксперимент как ничто лучше решает основную задачу современного образования - формирование совокупности УУД, т.е. способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Экспериментальная деятельность формирует умение выдвигать гипотезу, наблюдать, анализировать и сравнивать, представлять и обобщать результаты, умение делать выводы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, делать выводы. Но, главное, эксперимент рождает мотивацию учащихся, личностное отношение к науке, а значит воспитывает в школьниках желание получать знания. А знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности, забываются с трудом.

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся 5-6 класса

«Сохраним леса!»

Цели:

показать на конкретных примерах, как можно организовать экспериментальную деятельность с обучающимися на занятиях по внеурочной деятельности;

показать роль эксперимента в формировании универсальных учебных действий школьников;

обозначить экологические проблемы и показать направления в решении данных проблем;

воспитывать интерес к окружающей среде, бережное отношение к растительному и животному миру.

Задачи:

формировать устойчивый интерес учащихся к экологической культуре поведения;

С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, поскольку она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции. Одной из главных задач, которые призвана была решать внеурочная работа в школе, была возможность открыть доступ к дополнительным формам образования детям начальных классов, которые с силу разных причин не могли посещать спортивные, музыкальные, художественные школы. Кроме того, именно внеурочный процесс даёт возможность реализовать пресловутый индивидуальный подход к ребёнку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес.

Организация внеурочной деятельности согласно ФГОС

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.

Саади

Нормативно-правовые вопросы

  • Федеральный государственный стандарт образования в п.16 рассматривает внеурочную деятельность как полноправную часть образовательного процесса наряду с обязательным учебным планом.

Внеурочная деятельность - все виды образовательной работы, реализуемые не в форме урока.

  • Методическим руководством с указанием целей, содержания и алгоритма организации и проведения внеурочной деятельности является письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» устанавливает суммарное количество часов внеурочной деятельности на уровне начального образования в размере до 1350 часов.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» регулирует максимально допустимую недельную нагрузку.

Обращаем внимание на то, что 10 часов - это предельно допустимая планка недельной нагрузки, к сожалению, нижняя граница не указывается, поэтому на местах родители могут столкнуться с ситуацией, когда образовательное учреждение планирует внеурочные мероприятия, ориентируясь на максимальный уровень нагрузки, ссылаясь на требования нового стандарта. При этом в письме совершенно чётко указано, что школа сама определяет и регулирует объём часов, отведённых на внеурочную деятельность в соответствии с особенностями и требованиями общеобразовательной программы, с учётом интересов учеников и возможностей образовательной организации, а также объёмом финансирования, используя как учебное, так и каникулярное время.

Для создания оптимальных условий гармоничного развития воспитанников все направления внеурочной работы должны быть отображены в базовой общеобразовательной программе школы, при этом важно заметить, что за участниками образовательной деятельности, которыми являются ученики, педагогический коллектив, а также родители в качестве законных представителей детей, остаётся право выбора направлений и форм работы.

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательной организации и реализуется в интересах гармоничного и всестороннего развития личности ученика.

Обращаем внимание, что для некоторых категорий обучающихся может быть сделано исключение и они могут воспользоваться выборочным или полным освобождением от обязательного посещения внеурочных занятий.

  • В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Дети, посещающие учреждения дополнительного образования, например, спортивную, музыкальную, художественную школы, в таком случае по этим направлениям ребёнок может не присутствовать на внеурочных занятиях. Классный руководитель разрабатывает индивидуальный маршрут внеурочной деятельности ученика, после чего составляется локальный акт или, проще говоря, договор между родителями (законными представителями) ребёнка и администрацией школы в лице директора.
  • Состояние здоровья ученика, которое требует специального режима питания или контроля общеобразовательной нагрузки. В такой ситуации освобождение оформляется по заявлению родителей на имя директора школы и медицинских справок, подтверждающих потребность ребёнка в особом подходе к организации учебного процесса.

Образец заявления на имя директора школы.

  • Директору ________ №
    от

    Заявление.

    Я, ____________________________________________________________, родитель __________________________________________, ученика(цы)

    Класса, с учётом мнения ребёнка выбрал(а) в качестве внеурочной деятельности на 2016–2017 учебный год следующие занятия:

    ___________________________________________________________________________________________________,

    Также мой ребёнок уже осуществил свой свободный выбор вида внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, и посещает

    ___________________________________________________________________________________________________.

  • В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ родители несовершеннолетнего имеют преимущественное право на образование и воспитание и обязаны обеспечить интеллектуальное, нравственное и физическое развитие ребёнка.

Таким образом, обучающийся или его родители (законные представители) сохраняют за собой право рассмотрения программ, предложенных школой, и выбора направлений и форм внеурочной деятельности исходя из своих запросов.

Если администрация школы игнорирует законное право обучающегося на осуществление выбора и настаивает на обязательном посещении всех занятий внеурочной работы, т. е. нарушает законные права и интересы ребёнка, родители могут обратиться в органы исполнительной власти субъекта РФ за разъяснением.

Направления и формы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность реализуется образовательной организацией по ключевым векторам развития личности ученика:

  • общее интеллектуальное;
  • общее культурное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • спортивно-оздоровительное.

Формы внеурочной работы должны отличаться от классно-урочной формы организации образовательного процесса. Наиболее популярные формы проведения внеклассных мероприятий:

  • экскурсии;
  • классные часы;
  • факультативы и кружковая работа;
  • круглые столы и научные секции;
  • ролевые и деловые игры;
  • олимпиады, викторины и конкурсы;
  • выставки и концерты;
  • спортивные соревнования и «Дни здоровья»;
  • праздники и театрализованные постановки;
  • посещение театра и художественных выставок;
  • общественно полезная деятельность;
  • социальные проекты, например, в рамках экологического воспитания.

По масштабам формы внеклассной работы делятся:

  • Индивидуальная - основной целью является освоение ребёнком навыков самоорганизации и самоконтроля, это может быть разработка индивидуального проекта, подготовка рассказа, доклада, номера самодеятельности, конструирование и т. д. Отмечается возможность использования внеурочной деятельности для более детального рассмотрения и закрепления отдельных программных моментов при изучении общеобразовательных предметов.
  • Кружковая - посещение кружков и секций по интересам, раскрытие и совершенствование интеллектуального и творческого потенциала учеников.
  • Массовые традиционные мероприятия школы, нацеленные на нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся (День знаний, День учителя, календарные общегосударственные праздники).

Задачи и пути осуществления внеурочного процесса в начальной школе

Основные задачи, которые призвана решать внеурочная деятельность:

  • усовершенствовать условия для развития личности ребёнка путём расширения и обогащения стандартного спектра программ и форм работы;
  • эффективно распределить учебную нагрузку с учётом индивидуальных интеллектуальных и творческих потребностей учеников;
  • способствовать благоприятному прохождению ребёнком этапа адаптации к школьной жизни;
  • осуществить коррекционную помощь детям, испытывающих затруднения в учёбе.

Пути осуществления внеурочной деятельности:

  • вариативная часть базового учебного плана (20 %) в формате модулей, спецкурсов, занятий, проводимых во внеурочной форме;
  • система внеурочного образования школы, базирующаяся на дополнительных программах, которые разрабатываются педагогами школы на основе рекомендованных Минобрнауки РФ авторских или примерных программ, и утверждаются приказом директора;
  • работа учреждений дополнительного образования, таких как спортивные, музыкальные, художественные школы;
  • деятельность групп продлённого дня;
  • деятельность педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога;
  • классное руководство (общественно полезная деятельность, экскурсии, соревнования, проекты).

Внеурочный образовательный процесс подчиняется отдельному, утверждённому дирекцией школы и согласованному с родителями (в форме опроса), плану работы, по которому разрабатывается расписание занятий, равномерно распределённых в течение рабочей недели или по субботам. Занятия обладают ярко выраженной индивидуальной направленностью, поскольку при выборе форм проведения рекомендуется опираться на современные инновационные технологии, такие как проектная деятельность учеников, исследование, эксперимент и т. д.

Пример подбора программ внеурочной деятельности для 1–2 классов.

Направления развития личности Наименование рабочей программы Количество часов в неделю класс Всего
Спортивно-оздоровительное Азбука здоровья
Подвижные игры
Ритмическая мозаика
3 час. 1 и 2 классы 6 часов
Духовно-нравственное Дорога добра
Мы патриоты
Школьный этикет
Почемучки
Я и мир
2 час. 1 и 2 классы 4 час.
Социальное Психология и мы 1 час. 1и 2 классы 2 час.
Общеинтеллектуальное Развитие познавательных способностей 1 час 1 класс
Занимательная информатика 2 класс
Информатика в играх
1 час 2 класс
Занимательный английский 1 час 1 класс
Общекультурное Музей в твоём классе
От игры до спектакля
Природа и художник
Волшебство творчества
2 часа

1 час
1 час

1,2 класс

2 класс
1 класс

Итого 20час.

Алгоритм реализации индивидуального подхода в выборе приоритетных направлений и форм внеурочной деятельности ребёнка.

  • Этап 1. Родительское собрание, целью которого является презентация программ по всем направлениям внеурочной деятельности.
  • Этап 2. Школьный психолог проводит диагностику (тестирование) уровня интеллектуальной и психологической готовности учеников к систематическому обучению, а также индивидуальных способностей и наклонностей ребёнка.
  • Этап 3. Консультации родителей по результатам тестового исследования, предоставление рекомендаций психолога, индивидуальное обсуждение оптимальной программы развития ребёнка.
  • Этап 4. На основе рекомендаций психолога и изучения программ, родители осуществляют добровольный осознанный выбор объёма и содержания внеклассной работы для своего ребёнка.

Чтобы исключить возможные перегрузки, индивидуальный план внеклассной занятости составляется с учётом секций и кружков, которые ребёнок посещает вне общеобразовательной школы. Учитель располагает электронным вариантом графика внеклассной работы каждого воспитанника и может вносить необходимые коррективы. У родителей учеников также есть индивидуальный маршрутный лист их ребёнка, таким образом, они владеют полной информацией о местонахождении ребёнка в течение дня.

Пример индивидуального маршрута ученика начальной школы.

Дни недели/направления
внеурочной
деятельности
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Общеинтеллектуальное Мои первые
открытия
13.45 – 14.25
Социальное
Общекультурное Театр-студия
«Коротышки»
13.45 – 14.20
Театр-студия
«Коротышки»
13.00 – 13.35
Духовно-нравственное Юный журналист
13.00 – 13.35
Наш край родной
13.45 – 14.20
Спортвно-оздоровительное ФОК «Карате»
12.30
ФОК «Карате»
12.30
ФОК «Карате»
12.30

Родителям тоже даются своеобразные «задания на дом», т. е. рекомендации по семейному воспитанию ребёнка в разных направлениях с учётом индивидуальных интересов или потребностей их сына или дочери, например, посещение художественных музеев, выставок, велосипедные прогулки, семейное чтение, просмотр детских развивающих передач, документальных фильмов. Контроль производится с помощью бесед и наблюдения за ребёнком.

На плановых родительских собраниях учителем проводится анкетирование с целью мониторинга уровня удовлетворённости родителями качеством преподавания и результатами внеурочной работы. Аналогичный опрос осуществляется и среди детей, выясняются формы и направления работы, вызывающие наибольшую заинтересованность у воспитанников. На основе итоговых выводов учитель вносит изменения в планирование внеурочных мероприятий.

Внеурочная деятельность фиксируется в специальном журнале, который содержит информацию о педагоге, составе учеников, времени, форме и содержании занятий. Если образовательная организация не может реализовывать внеурочную деятельность по причине кадровой неукомплектованности, то можно привлекать помощь родителей, использовать возможности спортивных, музыкальных или художественных школ. Внеурочная работа может проводиться и в рамках школьных летних площадок или тематических смен для детей во время каникул, а также совмещаться с работой группы продлённого дня, но в таком случае их расписание не должно совпадать.

Контролирует внеурочную деятельность, которую осуществляют классные руководители и педагоги школы, завуч по воспитательной работе или завуч по дополнительному образованию, а он, в свою очередь, подотчётен директору школы.

Формы отчёта:

  • Отчёт, который включает план работы учителя с указанием часов, тем, форм, содержания и результатов проведённых занятий или мероприятий; индивидуальный маршрутный лист внеурочной деятельности ребёнка; журнал внеурочных занятий.
  • Отчёт педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога с указанием мероприятий и результатов проведённой работы.
  • Открытые занятия, отчётные концерты, выставки работ, презентации всех педагогов, участвующих во внеурочном процессе.

Пособия по внеурочной работе

В рамках современной концепции образования были разработаны комплекты учебников и дополнительных пособий для внеурочных занятий по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, комплект учебников «Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф. Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Пособия являются самостоятельными учебниками для факультативных предметов («Театр», «Экономика в сказках» и т. д.), а также дополнительными материалами для внеклассного чтения и рабочими тетрадями для индивидуальной работы по дисциплинам базовой учебной программы (книга для чтения по предмету «Окружающий мир»). Комплект пособий не является обязательным, учитель сам принимает решение о целесообразности их использования.

Авторский коллектив исходил из гуманистического убеждения в том, что каждый ребёнок может добиться успеха в учёбе, если создать необходимые условия. Главное - реализация индивидуального подхода к личности ребёнка с опорой на его жизненный опыт. Понятие жизненный опыт ребёнка включает не только особенности возрастной психологии, но и мировоззрение, которое формируется под воздействием окружающей природной и социальной среды. Такой средой может быть современный город со скоростным ритмом жизни и развитой информационной инфраструктурой, а может быть и посёлок в глубинке, соответственно со спокойным, зачастую патриархальным укладом жизни в естественных природных условиях. По задумке авторов каждый ребёнок должен почувствовать, что учебник писали лично для него, чтобы он нашёл ответы на интересующие его вопросы на понятном для него языке.

Описание нескольких пособий по внеурочной деятельности для 2-го класса (учебники, рабочие тетради).

Полякова А.М. Превращения слов, русский язык в кроссвордах и головоломках.
1–4 класс
В книге собраны карточки-задания по основным темам курса русского языка в начальной школе. Игровая форма, разнообразный языковой материал, нестандартная постановка вопросов позволяет детям проверить себя: свои знания, сообразительность, внимание, целеустремлённость, а учителю - разнообразить преподавание предмета.
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В.
Мир линий. Рабочая тетрадь
Готовит младших школьников к изучению геометрии в основном звене школы. Данная рабочая тетрадь знакомит младших школьников с линиями, рассматриваемыми на плоскости и в пространстве. Интересные творческие задания направлены на развитие логического мышления, формирование начальных знаний и навыков по геометрии. Тетрадь может быть использована для самостоятельной работы дома, а также на занятиях в школе.
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В.
Плоскость и пространство. Рабочая тетрадь.
Дети получают представление о таких понятиях, как плоскостные и объёмные фигуры, учатся работать с развёртками, развивают пространственное мышление. Интересные творческие задания направлены на развитие логики, формирование начальных знаний и навыков по геометрии.
Смирнова Т.В.
Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей. Книга для чтения. Окружающий мир
В увлекательной сказочной форме книга рассказывает об удивительном путешествии маленькой девочки, учит преодолевать непредвиденные жизненные ситуации, не унывать, не останавливаться перед трудностями, уметь дружить… Секреты лекарственных трав, целебные свойства растений, народная мудрость, приметы - все это незатейливо вплетено в сюжетную канву сказки. Книга может быть использована для уроков внеклассного чтения в начальных классах.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Учащиеся работают с различными материалами, задания учебника различаются по уровню сложности. Книга состоит из четырёх тематических блоков - «Мир природы», «Подарок своими руками», «Мир сказочных героев», «Уютный дом», внутри которых есть следующие разделы: «Лепка», «Аппликация», «Мозаика», «Оригами», «Плетение», «Моделирование и конструирование из геометрических форм», «Шитье и вышивание», «Объёмное моделирование и конструирование».
Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх В доступной для детского воспитания форме сказок раскрыты основные понятия экономики. Для закрепления и усвоения материала служат игровые задания, загадки и задачи.
Генералова И.А.
Театр
Учебное пособие для дополнительного образования по факультативному курсу «Театр», разработанное в рамках Образовательной системы «Школа 2100», ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра.
Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества В книге в увлекательной форме предлагается интересная естественнонаучная информация, сказки, загадки о бабочках. Но главное - рассказывается и показывается, как их образы дети могут воплотить в различных техниках (аппликация, мозаика, лепка, плетение, оригами и т. д.) из самых разных материалов.
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь Пособие разработано специально для диалога с ребёнком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь В ходе занятий дети осваивают новые приёмы работы с бумагой: обрывание, гофрирование различных геометрических фигур, скатывание бумаги в комок и скручивание в жгут, узнают новые приёмы плетения, выполняют композиции в технике оригами из квадратов и кругов.

Фотогалерея пособий по внеурочной деятельности для 2-го класса

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь Генералова И.А. Театр Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Плотность и пространство Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Мир линий Полякова А.М. Превращения слов Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества

Опредение результатов внеурочной деятельности

Оценка результатов внеурочных занятий не фиксируется в журнале, поскольку результат внеурочной деятельности не подлежит обязательному и систематическому контролю. Осуществление программ развития учеников нацелено на достижение трёх ступеней, на которые ориентирует ФГОС НОО.

  • Первая ступень предусматривает овладение детьми знаниями о допустимых нормах социального поведения, структуре общества, формирование понимания учащимися повседневной действительности и окружающего мира социальных отношений между людьми. Огромное значение имеет взаимоотношение с учителями, которые в глазах детей являются авторитетным источником социальных знаний, важно, чтобы личность учителя пользовалась уважением со стороны воспитанников. Только в таких условиях возможно перенимание учеником жизненного опыта педагога.
  • Вторая ступень определяет уровень понимания значимости базовых нравственных и духовных ценностей, которые являются смысловым стержнем жизнь общества, таких как семья, ценность человеческой жизни, мира и стабильности, любовь к Отечеству, уважение труда, бережное отношение к природе и т. д. Для достижения воспитанником уровня второй ступени важно создать дружественное ему социальное окружение, построенное на принципах солидарности и взаимопонимания, приоритета демократических отношений, уважения интересов ребёнка. Именно в школе ребёнок получает первый серьёзный опыт социальной адаптации, в этом возрасте формируется его самооценка и картина мира, поэтому чрезвычайно важно, чтобы он получил полноценный опыт, позволяющий сформировать качества достойной личности.
  • Третья ступень поднимает на уровень самостоятельного и ответственного социального действия. Ребёнок выходит за пределы школьной жизни в большой социальный мир, сталкивается с новыми вызовами, учится преодолевать новые проблемы, решать задачи самореализации и самоопределения, поиска своего места в обществе.

Эффективной методикой оценивания достижений ученика может стать техника «Портфолио», которая предусматривает создание индивидуальной папки с характеристикой личных черт характера, указанием интересов и наклонностей, творческих успехов каждого ребёнка. Подобное портфолио может включать разделы «Мои увлечения», «Мои проекты», «Семья», «Друзья», «Какой я», «Путешествия», «Мои достижения». Интересной и показательной будет коллекция работ, которая наглядно продемонстрирует прогресс умений и мастерства ребёнка в том или ином виде познавательной или художественной деятельности, поисковой работе и может стать предметом гордости и источником вдохновения. Заметим, что школьник сам принимает участие в выборе материалов, которые составят его отчёт, педагоги и родители только помогают ему, таким образом, закладываются столь необходимые во взрослой жизни навыки самоанализа, объективного восприятия результатов своих усилий и адекватной самооценки.

Диагностика проводится в начале и конце учебного года по каждому направлению и включает такой перечень критериев:

  • Степень личного участия и активности в делах школы.
  • Общий уровень поведенческой культуры, воспитанности.
  • Оценка степени адекватности самооценки.
  • Уровень открытости и общительности.
  • Оценка уровня физического и психомоторного развития.
  • Развитие мышления, навыков умственных операций наблюдения, синтеза и анализа, сопоставления, умения выделять главное.
  • Развитие творческого воображения, эстетического восприятия мира.

В процессе исследования прибегают к помощи авторских методик тестирования:

  • методика В.В. Синявского на выявление организаторских способностей;
  • тест А. Криулиной на сформированность навыков взаимодействия;
  • игровым методам (игра «Лидер»);
  • методикам социометрии для оценки психологического климата класса.

Программы внеурочной деятельности, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС

Педагоги школы разрабатывают программы внеурочной деятельности на основе авторских программ или других примерных программ, которые соответствуют требованиям ФГОС, затем программы утверждаются приказом директора школы.

Комплекс программ, разработанных учебно-методическим центром «Школа 2100»:

  1. «Буду настоящим читателем»(авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
  2. «Я открываю знания»(авторы Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова).
  3. «Учусь оценивать себя»(авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова).
  4. «Всё узнаю, всё смогу»(авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
  5. «Театр»(автор И.А. Генералова).
  6. «Риторика» (авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская и др.)

Программы учебно-методического комплекса (учебные программы, методические рекомендации, учебники, рабочие тетради для самостоятельной и дополнительной работы) «Перспективная начальная школа»:

  • «Музей в твоём классе» - курс музейной педагогики, подготовит ребёнка к навыкам самостоятельного восприятия и анализа произведения живописи (изображения в виде репродукции).
  • Клубы научного экспериментирования «Мы и окружающий мир» - пробуждение интереса к исследовательской деятельности.
  • «Расчётно-конструкторское бюро» - реализует задачи знакомства с законами окружающего мира с помощью математического инструментария (схемы, чертежи, конструирование из разного материала). «Что внутри вулканов?», «Много ли соли в морской воде?», «Далеко ли до Марса?».
  • «Путешествие в компьютерную долину» - разработка современных проектов на основе информационных технологий. «Кто я?», «Семейное древо», «Весёлые буквы».
  • «Природа родного края» - знакомство с миром природы малой родины.
  • «Мир экологии» - становление экологического сознания, использование межпредметных связей.
  • «Город мастеров» - комплекс творческих лабораторий, овладение мастерством лепки, оригами, конструирования, изучение основ дизайна.

Основные положения:

  • взаимосвязь урочной и неурочной частей программы как вариативной;
  • расширение базового уровня;
  • возможна разработка других программ педагогами школы, но с ориентацией на содержание УМК «Перспективной начальной школы».

Программа «Город мастеров».

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Мастерская игротеки 2 3 3 2
Мастерская лепки 5 4 2 3
Мастерская флористики 4 5
Мастерская Деда Мороза 6 4 4 4
Мастерская коллекции идей 8 10 3 7
Мастерская оригами 4 4
Мастерская конструирования и
моделирования
4 4 3
Мастерская кукольного театра 5
Мастерская дизайна 11 5
Мастерская изонити 3
Мастерская мягкой игрушки 4
Мастерская волшебной паутинки 5
Мастерская бумагопластики 4
Итого: 33 34 34 34

Пример комплектов пособий, разработанных коллективом авторов УМК «Перспективная школа» (Р.Г. Чуракова, Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова, О.А. Захарова, А.Г. Паутова, Т.М. Рагозина и т. д.)

Данный комплект пособий может использоваться на занятиях литературного или математического кружка, для самостоятельной работы учеников всего класса, а также в индивидуальной работе с целью закрепления и углубления учебного материала общеобразовательной программы, проведения подготовки к олимпиадам, конкурсам.

Литературное чтение 3 класс
Хрестоматия под ред. Н.А. Чураковой
Цель - пробуждать интерес к познанию окружающего мира посредством чтения, знакомить с экзотическими растениями и животными. Иллюстрации, задания и вопросы к текстам способствуют формированию культуры осмысленного чтения.
Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 1 Знакомство с историей и жанровыми отличиями басни, эстетической природой комического, особенностями поэтического мировосприятия. Изучение жанра рассказа, практические навыки описания характера главного героя сказки. Путём подбора и демонстрации живописных произведений, прослушивания музыки, чтения рассказов и сказок закладывается понимание целостности мира художественной культуры.
Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 2 Входит в УМК «Литературное чтение», включает вопросы, которые развивают внимание, аналитическое мышление, умение делать самостоятельные выводы, прививают навыки восприятия текста как полезного и интересного источника информации, обучают работе с текстом.
Математика. 2 класс. Тетрадь № 1 Тренирует умения производить операции сложения и вычитания в пределах сотни, обучает краткому методу записи задачи, знакомит с арифметическим действием умножения. «Таблицей умножения».
Математика. 2 класс. Тетрадь № 2 Предназначена для индивидуальной работы с целью закрепления навыков, развивает умение поразрядного сложения и вычитания, умножения.
Математика. 2 класс. Тетрадь № 3 Нацелена на формирование практических навыков арифметических действий вычитания и сложения, умножения и деления однозначных чисел, даёт начальные геометрические представления.
Математика. 2 класс. Школьная олимпиада. Тетрадь для внеурочной деятельности.
Включены задания для математических олимпиад, кружков, индивидуальных форм работы с одарёнными учениками.
Математика. 2 класс. Практические задачи Тетрадь
Обучает работе со схемами, таблицами, проведению измерений, построений. Рекомендуется для работы на внеклассных занятиях и при подготовке к олимпиадам разного уровня.

Фотогалерея учебных пособий для внеклассной работы УМК «Перспективная школа»

Т.А. Байкова Русский язык О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Захарова Математика в вопросах и заданиях О.В. Захарова Математика в практических заданиях Р.Г. Чуракова Математика. Школьная олимпиада О.А. Захарова Практические задачи по математике

Примеры занятий по направлениям внеурочной деятельности

Игра «Дорогою добра» (по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева») - духовно-нравственное направление

Цель: формирование этических представлений, осознания значимости нравственных качеств личности, понимания важности подтверждать добрые слова и пожелания добрыми поступками.

  • формирование умения общаться, развитие правильного восприятия реальной жизненной ситуации, адекватного оценивания и реакции;
  • способствовать проявлению чувства дружеского участия, поддержки и взаимопомощи, учить ценить дружбу и дорожить тёплыми отношениями;
  • воспитывать терпимые отношения друг к другу, построенные на уважении и милосердии и стремлении помогать окружающим, творить добрые дела;
  • вовлечение в мир общечеловеческих ценностей.

План мероприятия:

  • Угадай героя. Учитель описывает персонажа сказки и просит детей назвать его имя.
  • Каждой команде выдаётся комплект карточек с именами героев, которых необходимо охарактеризовать.
  • Ребятам предлагают рассмотреть иллюстрации, изображающие сцены из жизни, и обращаются с просьбой отсортировать их по принципу хорошо-плохо и объяснить своё решение.
  • Следующий этап игры потребует от ребят соединить по смыслу фрагменты пословиц или афоризмов о добре и зле.
  • Детям предстоит написать пожелание на открытке своим родным, друзьям, учительнице или сказочному герою.

Видео: Классный час для 4-го класса «Мы разные - в этом наше богатство» - социальное направление

«Открываем детское кафе» - исследовательское направление, 2-й класс

Цель: развитие детской инициативности, творческой фантазии и умения моделировать.

  • формирование умения ставить задачу, планировать деятельность, разделяя её на этапы;
  • обучение навыкам организации коллективной работы в группе;
  • развитие внимания, мышления, умения рассуждать, сравнивать, видеть причину происходящего;
  • совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков, пробуждение творческого потенциала, исследовательской активности.
  • Ребята получили важное и интересное задание спроектировать кафе, в котором могли бы весело отмечать праздники дети всего города. Учитель предваряет получение задания рассказом в котором контекстом звучит проблема, которую дети самостоятельно должны определить и сформулировать.
  • Этап планирования оформлен в виде игры в карточки, которые необходимо разместить в правильной последовательности (вопрос аренды земли, заключение договоров на право строительства, стройматериалы, оборудование, коллектив строителей, дизайн, реклама и т. д.).
  • Детям раздают большие листы ватманов и картинки с мебелью, цветами, посудой, интерьером и т. д. Весело и задорно под энергичную музыку ребята моделируют своё кафе, а затем презентуют свой этап работы.

Видео: Классный час на тему «Конфликт» – социальное направление

«Здоровое питание» проект-презентация курса «Азбука здоровья», 2-й класс - оздоровительное направление

Цель: дать представление о принципах и правилах здорового питания.

  • развивать навыки внимательного восприятия речи собеседника, умения слушать учителя или одноклассников;
  • способствовать обретению опыта самооценки и самоанализа, свободной инициативности и ответственного поведения;
  • формировать умение правильного ведения беседы, умения выслушивать, вовремя вступать в диалог, держать нить разговора, отслеживать логику;
  • научить планировать свои действия, корректировать предварительные планы в зависимости от ситуации, осуществлять контроль своего поведения и эмоциональной реакции, искать эффективные пути преодоления возникших трудностей.

Сценарий проведения:

  • Учитель читает письмо от Карлсона, в котором он сообщает, что чрезвычайно болен и просит ребят помочь ему снова стать бодрым и весёлым.
  • Определение причин болезни литературного героя, обсуждение проблемы неправильного питания и образа жизни.
  • Рекомендации Карлсону для скорейшего выздоровления: режим дня, здоровое питание, физическая активность, соблюдение гигиены и т. д.
  • Отгадывание загадок, проведение дискуссии о вредной и здоровой кухне.
  • Подведение итогов, систематизация и обобщение приобретённого опыта.

Видео: Кружок «Техническое моделирование» – общеинтеллектуальное направление

“Открытое пространство и архитектура» – общекультурное направление

Цель: дать представление о таком виде искусства, как архитектура, освоить навыки художественной техники рисования с помощью картона.

  • изучить понятие открытое пространство и архитектура;
  • научиться изображать природу родных мест;
  • овладеть поисковыми навыками работы с информацией;
  • научиться высказывать своё мнение о произведениях искусства, проявлять эмоциональную реакцию;
  • анализировать причины успеха или неудачи в достижении поставленной цели;
  • трезво оценивать свои действия и вовремя вносить коррективы в планы с учётом ранее допущенных промахов.

Задание: нарисовать рисунок на тему «Мой любимый уголок природы».

Сценарий игры:

  • Готовится экспозиция детских работ в различных жанрах искусства.
  • «Кто больше?». Ребята должны внимательно проанализировать выставленные работы и правильно определить их жанровую принадлежность (природный, сельский, городской, архитектурный пейзаж, открытое пространство). Название каждого термина сопровождается демонстрацией соответствующего слайда.
  • Работа с толковыми словарями, учитель просит найти слово архитектура.
  • Обсуждение будущей работы, беседа вокруг темы пейзажа, продумывание подходящего названия своего рисунка.
  • Дети начинают творить. Самыми толстыми кистями закрашиваем поверхность листа, передавая линию горизонта, разделяющую небо и землю. Учитель предлагает поэкспериментировать, используя картон в качестве инструмента для рисования, например, широкая полоска картона поможет изобразить дом лёгким движением руки, а более узкие пригодятся для прорисовки окна, дверей или забора. Наконец, тонкими кистями завершаем прорисовку деталей пейзажа.

Задание на дом: нарисовать морской или горный пейзаж.

Видео: Занятие кружка «Маленький гений», решение изобретательских задач - общеинтеллектуальное направление

К сожалению, многие родители воспринимают факультативы, классные часы, игровые методики и детские творческие проекты как второстепенную и обременительную нагрузку на ребёнка. Однако, стоит заметить, что именно деятельность ученика вне традиционной формы урока раскрепощает и открывает для ребёнка новые горизонты познания и экспериментирования, заинтересовывает и увлекает, вселяет уверенность и помогает ему успешно реализоваться, найти своё я, позволяет школе уходить от рутины ежедневного однообразия монотонно сменяющих друг друга уроков. Будем надеяться, что это перспективное нововведение все же благополучно преодолеет период недопонимания и благодаря энтузиазму и мастерству педагогов приживётся в российской школе, на радость детям, а также их родителям.

методические рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности в начальной школе

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через у...

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....

"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...

Приказ о присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"

Приказ о присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"...

Приказ о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения «О работе пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»

Приказ о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения «О работе пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусств...

План работы (дорожная карта) пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество 1 - 4 класс"

Дорожная карта пилотной площадки...

Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

Пилотные площадки ХМАО-Югры, в том числе г. Когалыма (МАОУ "Средняя школа № 6)...

по внеурочной деятельности


Любимова Ольга Петровна - учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 60

«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»- писал В.А. Сухомлинский. Но чтение – это и прекрасное средство воспитания. Одной из важнейших задач современной школы всегда являлось патриотическое воспитание, так как детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Психолог И. А. Агапова и кандидат педагогических наук М. А. Давыдова в своей книге «Мы – патриоты!» отмечают, что «к сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в средствах массовой информации мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено недостаточным количеством учебно-методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме».

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому именно на данном возрастном этапе так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал и выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям националистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм" и т. д., поток которых год от года растет. В столь опасной ситуации рассматриваемая тема представляется особенно актуальной.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени и сложный по содержанию. Таким образом, важно методично и грамотно повышать уровень осознания любви к Родине и понимания своей гражданской позиции у младших школьников. Чтобы добиться поставленной задачи необходимо детально изучить материалы художественных произведений, на базе которых будет вестись работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников.

В статье «Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения» опубликованной в журнале «Народная школа» № 2, 2005г. автор предлагал тематику уроков, направленных на воспитание патриотических чувств, и рекомендовал соответствующую этим темам литературу. На тот период автор работал по системе Л. В. Занкова. Но в соответствии с программой курса «Окружающий мир» в рамках «Перспективной начальной школы», по которой автор преподаёт в данное время, тематика уроков внеклассного чтения была откорректирована. А именно, темы занятий по внеклассному чтению во 2 классе раскрывают темы курса «Окружающий мир» 4-го класса и даны в хронологической последовательности (в отличие от курса «Окружающий мир»).

Изменение тематики внеклассного чтения повлекло за собой изменение подбора художественной литературы для изучения новых тем. С этой целью автором был изучен и проанализирован фонд исторической литературы библиотеки школы № 60 и Центра семейного чтения имени В. И. Чапаева. На основе этого анализа был осуществлён подбор художественной литературы, соответствующий младшему школьному возрасту (см. таблицу 1).

Кроме того, автор предлагает для изучения некоторых тем использовать художественные и мультипликационные фильмы. Это усиливает эмоциональное вездействие исторического события на детей, способствует лучшему запоминанию фактов и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование у них чувства патриотизма.

Таблица 1.

Темы занятий во 2 классе,

список предлагаемой литературы и видеоматериалов.


Тема занятия

Рекомендуемые источники

1. Наши предки в далёком прошлом

  • Алешковский П. Как новгородцы на Югру ходили. М.: Малыш, 1988 г.

  • Владимир Мономах: Жизнь великих людей. М.: Литературная Россия, 1993 г.

  • Воскобойников В. М. Князь Владимир. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003 г.

  • Голицын С. М. Сказание о Земле Московской. М.: Детская литература, 1990 г.

  • Енькка Елена. Повествование о чувашах. Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 2001 г.

  • История древней крепости. Московский Кремль. М.: Белый город, 2001 г.

  • Крещение Руси. М.: Советская Россия, 1992 г.

  • Легенда о Московии. М., ГПИ «Искона», 1992

  • Муравьёв В. Во времена Перуна. Киев. Новгород. М.: Детская литература, 1980

  • Муравьёв В. На ладьях в тридевятое царство. М.: Детская литература, 1994 г.

  • Обухова Л. Давным-давно. М.: Детская литература, 1989.

  • Обухова Л. Доброслава из рода Бусова. Малыш. 1990 г.

  • Путешествие в историю России. М., Детская литература, 1993 г.

  • Рассказы о древней Руси.М.: Детская литература,1992 г.

  • Русская крепость. М.: Детская книга, 1985 г.

  • Русские богатыри. М.: Детская литература, 1974.

  • Русское оружие. ТОО «Феникс», 1994.

  • Сердце России. Москва. / Жукова Л. М. М.: Белый город, 2001 г.

  • Тафаев Г. Атлас «Введение в чувашскую историю». Чебоксары, 2001 г.

  • Тафаев Г. Введение в историю чувашского народа . РГУП «ИПК» Чувашия: Чебоксары, 2001 г.

  • Фингарет С. Богат и славен город Москва. Л.: Детская литература, 1980.

  • М/ф. по мотивам В. Иванова «Русь Изначальная»: «Детство Ратибора», «Легенда о княгине Ольге», «Слово о полку Игореве», «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Вольга Всеславьевич», «Никита Кожемяка»,

  • Х/ф. «Садко» Мосфильм, 1952 г.

2. Монголо-татарское нашествие

  • Василиса Микулична и Ставёр Годинович./Былины. М.: Малыш, 1984 г./

  • Между двух огней. /Митяев А. В. Ветры Куликова поля: Рассказы. М.: Детская литература, 1984 г./

  • Набег Тохтамыша./Сукневич И. Битва на поле Куликовом. М.: Молодая гвардия, 1977 г./

  • Нашествие. /Голицын С. М. Сказание о Земле Московской. М.: Детская литература, 1990 г./

  • Орда и русские князья. /Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1988 г./

  • Ордынский смерч. /Дегтярёв А. Я. Невская битва. Л.: Детская литература, 1991 г./

  • Ордынские тягости. /Дегтярёв А., Дубов И. От Калки до Угры. Л.: Детская литература, 1986 г./


  • М/ф. «Василиса Микулична», «Сказ о Евпатии Коловрате»

3. Борьба Руси с завоевателями.

  • Великий князь Александр Невский. М.: Детская книга, 1993 г.

  • Воскобойников В. М. Александр Невский. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005 г.

  • Дегтярёв А. Я. Невская битва. Л.: Детская литература, 1991 г.

  • Путешествие в историю России. М.: Детская книга, 1993 г.

  • Романовский С. Александр Невский. М.: Детская литература, 19999.

  • Ром С. Ледовое побоище. М.: Детская литература, 1980.

  • Югов А. Отважное сердце. М.: Детская литература, 1978.

  • Х/ф. «Александр Невский» Мосфильм, 1938 г.

Примечания

Количество занятий по каждой теме – на усмотрение учителя.

Первое занятие каждой темы лучше проводить в библиотеке. Это даёт возможность устроить выставку книг как можно шире и немедленно удовлетворить сиюминутную заинтересованность детей в прочтении той или иной книги.

При распределении книг между детьми следует учитывать индивидуальные особенности детей: технику чтения, проявление интереса к той или иной теме, книге.

Применяя методику преподавания курса «Литературное чтение» в рамках программы «Перспективная начальная школа», автор предлагает:

На каждом уроке использовать Толковый словарь;

При рассматривании иллюстраций, применять методику работы с рамкой и лупой (как при работе в «Музейном доме»);

Оценка подготовки сообщения по домашнему чтению даётся только положительная («5» или «4»).

Дома учащиеся читают книги по одной теме, но разных авторов с разными названиями. Преимущества такого чтения в том, что на уроке дети имеют возможность дополнять пересказы друг друга. При этом расширяются знания учеников по изучаемой теме, а дети стеснительные, не умеющие пересказывать чувствуют себя более уверенно, сообщая лишь короткие дополнения.

Для дополнительных упражнений в пересказе хорошо применить работу в парах или небольших группах по 3-4 человека. Пересказ товарища, его красочная книга приводит к тому, что дети обмениваются книгами и с удовольствием читают их.

Не следует принуждать учеников к чтению книг данной тематики, если их это не интересует, или техника чтения некоторых из них слишком слаба. Независимо от того прочитывает ребёнок данные книги или нет, он будет участвовать в уроке, слушать рассказы читающих детей, смотреть фильмы, что-то запоминать. Это даёт автору повод надеяться, что цель его воспитательной работы, а именно воспитание будущего патриота, однажды будет достигнута.

Тема 1. Наши предки в далёком прошлом.

Задачи темы: вызвать у учащихся чувства заинтересованности и желания изучать историю своей страны.

выставка книг, иллюстративный материал – репродукции или слайды картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Занятие можно начать с вопроса о том, кто такие предки, что дети знают о том, как они жили в далёкой древности. Обобщив ответы детей, учитель поясняет, что учёные узнавали о жизни наших предков по летописям, берестяным грамотам, былинам, археологическим находкам. А дети могут узнать всё это из книг и иллюстраций к ним, исторических фильмов, картин знаменитых художников.

Далее организуется работа с текстом книги Лидии Обуховой «Давным-давно», из которой ученики получают некоторые сведения о жизни древних славян, об их хозяйственной деятельности. Читает учитель, но к чтению можно привлекать и детей с очень хорошей техникой чтения. По ходу чтения, при встрече с непонятными словами , необходимо каждый раз обращаться к Толковому словарю или комментировать непонятный отрывок текста.

Прочитав всю книгу или несколько рассказов из неё, учитель предлагает обменяться впечатлениями, задать интересующие вопросы. Очень часто ответы на вопросы детей можно найти в книгах, расставленных на выставке. В этом случае предлагается по названиям книг определить в тексте которой из них можно найти ответ на интересующий вопрос. Например, мальчиков часто интересует древнее оружие, военные крепости, рассказы о героях, богатырях. Все эти книги есть в предложенном материале для чтения. Дети берут соответствующие книги для домашнего чтения и готовят по ней сообщение к следующему занятию. Так часть детей получает домашнее задание.

Домашнее чтение остальных детей можно организовать, раздав им оставшиеся книги, по которым они должны будут подготовить сообщение по одной из тем:

Жилища древних славян;

Занятия древних славян;

Одежда древних славян;

Верования древних славян;

Древняя история родного края;

История возникновения Москвы;

Древнерусские города – памятники.

Для рассказов о богатырях, описания их воинских доспехов и оружия дети могут использовать картины В. М. Васнецова.

Последующие занятия необходимо посвятить темам домашнего чтения, сгруппировав какие-то из них в одно по количеству подготовившихся детей.

На последнем занятии можно посмотреть один из предложенных фильмов. После просмотра сопоставить увиденное в фильме и прочитанное в книгах.

Тема 2. Монголо-татарское нашествие.

Задачи темы: ознакомить школьников с историческими событиями , связанными с монголо-татарским нашествием; воспитывать гордость за своих предков, которые боролись за освобождение своей Родины от ордынского ига.

Оборудование и наглядные пособия: выставка книг, репродукция картины М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», мультипликационный фильм «Василиса Микулишна».

В начале занятия демонстрируется мультипликационный фильм «Василиса Микулична», который служит хорошим повторением того, что дети узнали на уроках внеклассного чтения в первой четверти . Если такой возможности нет, то можно заменить просмотр чтением былины «Василиса Микулична и Ставёр Годинович» (см. таблицу 1). В этом случае дальнейший ход урока следует откорректировать.

Просмотр мультфильма может быть комментированным. Следует обратить внимание детей на то, какую одежду и украшения в то время носили, какие жилища строили, какие были интерьеры, мебель, посуда.

После просмотра учитель спрашивает «за что наказан Ставр Годинович?» Ответ обычно не вызывает у детей затруднения. А вопрос «почему всемогущий киевский князь, имеющий хорошо вооруженное войско, богатырей, трепещет перед худеньким мурзой в татарском платье?» вызывает у детей недоумение. Это становится интригой урока.

На следующих занятиях дети пересказывают прочитанное, дополняя пересказы друг друга отрывками из своих книг. Картина М. И. Авилова поможет учащимся представить орду, ощутить ту ненависть к врагу которую в лице русского богатыря Пересвета испытывал весь русский народ. Совместно с учителем ученики приходят к такому предположению, что унизительный трепет киевского князя перед татарским мурзой объясняется страхам разрушения Киевского княжества и порабощения русского народа. Князь был готов на любые безумства ради того, чтобы монголо - татары не разоряли русские земли.

Завершением этой темы должен стать просмотр мультипликационного фильма «Сказ о Евпатии Коловрате». Во время просмотра внимание детей следует акцентировать на том, что, несмотря на разорительные и кровопролитные набеги ордынцев, русский народ не был сломлен. В его душе всегда было желание быть свободным. И среди русских людей всегда были смельчаки, которые поднимали войска на борьбу с врагом.

Тема 3. Борьба Руси с завоевателями.

Задачи темы: познакомить учащихся с историческими событиями, которые связаны с именем Александра Невского.

Оборудование и наглядные пособия: выставка книг, репродукция картины Павла Корина «Александр Невский», художественный фильм «Александр Невский».

Занятие начинается с рассказа учителя о том, что Древняя Русь страдала не только от набегов кочевых племён с востока, но и от вторжений западных завоевателей. В сражениях с западными захватчиками проявился полководческий талант русского князя Александра Невского. Знакомство с новым историческим лицом начинается с рассматривания вместе с детьми картины «Александр Невский» выполненной художником Павлом Кориным. На уроках литературного чтения при рассмотрении иллюстраций учащиеся часто используют лупу. Предложите детям применить этот приём для более детального ознакомления с картиной.

Продолжая беседу, учитель рассказывает о великом русском полководце князе Александре Невском. Несмотря на небольшой рост, он был очень сильным и выносливым человеком, крепко держался в седле, стойко переносил трудные конные и пешие переходы. Для своего времени князь был хорошо образован, много читал по-древнерусски и по-гречески, изучал труды знаменитых полководцев.

Далее предлагается посмотреть начало художественного фильма «Александр Невский». Из этого фрагмента дети узнают, что на тот исторический момент Русь не имела достаточной военной силы для освобождения от ига мнголо-татар. Но русский народ чувствовал в себе силы для сопротивления западным захватчикам, борьбу с которыми возглавил князь Александр Невский.

Затем учитель обращает внимание детей на выставку книг, прочитав которые дети узнают:

О детстве будущего князя Александра;

За что князя Александра прозвали Невским;

Дети выбирают книги по интересующим темам и на следующих занятиях рассказывают о прочитанном. На последнем занятии по данной теме предлагается посмотреть фрагмент фильма «Александр Невский», в котором показана битва на Чудском озере. После просмотра ученики с помощью учителя делают вывод, что в результате побед русских войск на Неве и Чудском озере рубежи нашей Родины на северо-западе стали неприступными для противника.

В заключение целесообразно провести обобщающее занятие. Лучше если оно состоится в библиотеке. Здесь можно вспомнить, о чём читали в течение года, названия понравившихся книг, их авторов, рассказать, что из прочитанного особенно впечатлило. Работники библиотеки помогут выявить самого активного читателя, а ученики – лучшего рассказчика. Ребята могут поблагодарить работников библиотеки за помощь в подборе тематической литературы и организации выставок книг. В конце занятия учителю следует подвести детей к выводу: «Изучение истории своей страны, своего народа – это очень интересное и полезное занятие. Оно позволяет узнать много нового, рождает в душе новое чувство – чувство гордости своими предками, своей страной. Чтение книг – это не только необходимое, полезное, но и интересное, приятное занятие».