Естественно научный цикл какие предметы. Межпредметные связи предметов естественно научного цикла

Взаимосвязь предметов естественно-математического цикла

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалистического мировоззрения, атеистических убеждений, политехнических знаний и умений учащихся, всестороннее гармоническое развитие личности. На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения материи и их взаимосвязей учителя формируют у учащихся современные представления о естественнонаучной картине мира. Эти общие задачи успешно решаются в процессе осуществления межпредметных связей, в согласованной работе учителей.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой (рис. 2). Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения и др.).

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

Для начала рассмотрим связь математики и химии. Начиная с 5-х классов ребята в математике сталкиваются с такими задачами, где присутствуют элементы химии. А когда ребята начинают изучать химию, то здесь наблюдается тесная взаимосвязь этих двух предметов. Особенно яркие примеры учащимся представлены в неорганической химии.

Пример. Сплав двух металлов олова и цинка 25кг. Пусть вес олова и цинка в составе соответственно 10 и 15 кг. Каков процент содержание олова и цинка в сплаве?

Под процентным содержание олова и цинка понимается часть, которую составляет вес олова и цинка от веса сплава. Так как вес сплава равен 25кг, то олова составляет 10/25 = 0,4веса сплава, соответственно вес цинка составляет 15/25 = 0,6веса сплава. Следует обратить внимание на то, что 0,4+0,6=1,0. Если найденные части выразить теперь в сотых долях частей, то получим значение этих частей выраженное в процентах 40% и 60%. Здесь необходимо опять подчеркнуть, что 40%+60% = 100%.

На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами познания мира, физической географии, трудового обучения. При этом раскрывает практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений и математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

Большой интерес учащихся вызывают задачи, связанные с литературой и историей. Особенно задачи в стихотворной форме, задачи-сказки, шарады, метаграммы. Они легко запоминаются и способствуют развитию интереса даже слабого, невнимательного ученика. Применение таких задач дает возможность привлечь внимание всех ребят.

Пример 1. Шли два отца и два сына,

Нашли три апельсина стали делить

Всем по одному досталось

Как это могло быть?

(ответ: дед, сын, внук)

Пример 2. Что имеет 2 руки, 2 крыла, 2 хвоста, 3 головы, 3 туловища и 8 ног?

(ответ: всадник на коне с соколом в руке)

Более всего связь математики видна с физикой. Хотя учащиеся 5-6 классов не изучают ещё физику, но в математике мы уже решаем физические задачи на движение.

Пример 1. Собственная скорость теплохода 23 км/ч. Скорость течения реки 3 км/ч. Найдите:

а) скорость теплохода по течению;

б) скорость теплохода против течения

1 = 23 км/ч (скорость теплохода)

2 = 3 км/ч (скорость течения реки)

а) = 23+3=26км/ч (по течению)

б) = 23-3=20км/ч (против течения)

Начиная с 7 класса, связь математики и физики проявляется чаще. Практически, усвоение физики без знания математики не возможно. Поэтому в курсе математики необходима система задач, которые готовят учащихся к применению математических знаний на уроках физики.

Пример 2. Чему равна сила тяжести, движущаяся на тело массой 2кг?

P = 2кг 10 = 20Н

Пример 3. Определить давление нефти на дно цистерны, если высота столба нефти 10м, а плотность ее 800кг/м3

Дано: Решение

Важное место в этой системе занимают задачи, в которых от учащихся требуется применить свои знания о различных функциях.

Первая группа таких задач связана с необходимостью, уметь получить информацию о физическом процессе, исходя из его математической модели (формулы, графики). Для этого учащиеся должны уметь распознавать вид зависимости по её аналитическому выражению, сопоставить формулу и физическую ситуацию, в которой она рассматривается и, наконец, исследовать функцию по её формуле или графику.

Вторая группа задач связана с тем, что в курсе физики находят применение два основных вида функциональных математических моделей - формулы и графики. Поэтому учащиеся должны уметь находить параметры зависимости по её графику и сравнивать параметры функций по соответствующим графикам, определять неизвестный элемент одной из моделей, исходя из рассмотрения другой.

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

Объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

В интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

Они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2-3 урока подряд, объединяя три и более предмета. Здесь можно говорить уже о новой форме организации учебного процесса - интегрированном блоке.

Интегрированный блок может реализовываться и в течение целого дня, тогда возникает новая форма обучения - учебный день. Анализировать же интегрированный блок (дидактические цели, содержание, методические приемы) можно на том же уровне, что и урок (учитывая лишь разное количество времени), поэтому далее будем оговаривать только форму урока.

Проводятся практические, лабораторные, исследовательские и творческие работы, требующие комплексного применения знаний. Использование ЭВМ на уроках математики, жизненные явления, факты и их анализ при объяснении теоретического материала, исторический и занимательный материал (факты, биографии, сообщения, доклады).

При выборе методов и форм использования межпредметной связи учитываются возрастные особенности учащихся, уровень их знаний, изученный материал по другим дисциплинам данного класса. Так, например, использование компьютера и формирование умений и навыков работы с наиболее распространенными программами является важной задачей образования.

Компьютерные технологии помогают улучшить и разнообразить преподавание математики, формируют основы компьютерной инженерной графики, которая заменяет традиционные методы построения чертежей и графиков.

В средних классах используются задачи, которые помогают углубить знания учащихся по биологии, географии, физики. При решении задач осуществляются дифференцированный и индивидуальный подход. Таким образом, для реализации межпредметных связей учитель математики с учетом общешкольного плана учебно-методической работы должен разработать индивидуальный план реализации межпредметных связей в математических курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому математическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Решая задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:

1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;

2) отбор и актуализация (приведение в рабочее состояние) нужных знаний из других предметов;

3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;

4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;

5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.

Таким образом, систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения математики.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, - идущие от математики в другие учебные предметы.

В Московском педагогическом государственном университете прошел второй день Фестиваля «Учительская книга», посвященный предметам естественнонаучного цикла: биологии, химии, физике, математике, информатике и астрономии. Разговор об учебной литературе, конечно, неразрывно связан с преподаванием этих дисциплин, а одна из самых актуальных тем по-прежнему – грядущая сдача ОГЭ и ЕГЭ, куда направлены усилия учителей в старших классах и для подготовки к которым в учебниках и методических изданиях отводится немалое место.

Учителям по естественнонаучным предметам предлагались полуторачасовые лекции и семинары, проходившие по очереди в шести залах, так что выбор наиболее актуальных тем был обширный: и по дисциплинам, и по содержанию. Разговор на каждой секции строился вокруг конкретной литературы, публикуемой издательствами, а докладчики эти издательства и представляли. Многие из учебных материалов во время фестиваля можно приобрести: на развернувшейся в фойе ярмарке представлено более 1000 наименований книг от издательских домов «1С», «БИНОМ. Лаборатория знаний», «ВАКО», «Илекса», «Интеллект-Центр», «Легион», «Мир школьника», «Мнемозина», «Научная игрушка», «Национальное образование», «Просвещение», «Русское слово», «СМИО Пресс», «Учебная литература», «Учитель», «Физикон», «Экзамен», , Институт системно-деятельностной педагогики, ИЦ«ВЕНТАНА-ГРАФ» корпорации «Российский учебник», Многогранники, МЦНМО. При этом спикеры не только рассказывали о своих разработках и разработках коллег, но и интересовались мнением присутствующих о том, например, что бы они хотели получить от конкретных издательств. Так, после доклада, посвященного эффективному обучению математике, заместитель генерального директора Издательства «Илекса» по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики Наталья Николаевна Хлевнюк задала этот вопрос присутствующим. Она также пригласила авторов к сотрудничеству с ее издательством.

О биологии в этот день говорили трижды: кандидат педагогических наук, руководитель городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Московского центра качества образования; член методической комиссии по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО Павел Михайлович Скворцов на организованной издательством «Просвещение» площадке рассказывал об организации подготовки к основному государственному экзамену. Издательство «Экзамен» пригласило кандидата педагогических наук, доцента кафедры естественнонаучного образования и коммуникационных технологий МПГУ Николая Александровича Богданова , поведавшего об особенностях подготовки к грядущему ОГЭ по биологии. Речь о новых моделях заданий по биологии в государственной итоговой аттестации в 2018 году и о том, как в принципе выстраивать подготовку к экзаменам у старшеклассников, шла на лекции Вениамина Борисовича Саленко ‒ кандидата биологических наук, учителя биологии ГБОУ «Школа № 1329», члена предметной комиссии по биологии ФГБНУ «ФИПИ». При этом учитель сразу подчеркнул, что гораздо лучше готовить учеников к аттестации плавно на протяжении всей школы, а не в последний год перед сдачей ОГЭ и ЕГЭ, когда приходится «натаскивать» учеников на тесты. Вениамин Борисович неоднократно упоминал о том, что, как показывает статистика сдачи экзамена по Москве, 64% выпускников обычных школ биологию сдают хорошо, что говорит о положительной работе учителей. «Мы ‒ молодцы!», ‒ восклицал лектор. Коллеги поговорили о задачах повышенной сложности, в которых, по мнению Саленко, уделяется мало внимания исследовательской деятельности. Спикер указал на новые модели заданий (линии 21 и 23), которые рассчитаны как раз на практику исследования и на то, к чему следует готовиться с их учетом. Кроме того, член предметной комиссии по биологии ФГБНУ «ФИПИ» напомнил, что, преподавая биологию, как и любую другую науку, необходимо учитывать возможности современной техники и открытия последних лет ‒ все это вносит коррективы в предыдущие теории.

Живая дискуссия получилась на встрече с Иваном Ростиславовичем Высоцким ‒ заместителем председателя Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, лауреатом премии Правительства РФ, автором учебных пособий по математике. Присутствующие делились мыслями о том, насколько не просто в рамках стандартной программы детям с математическими способностями, ведь современные образовательные стандарты нацелены на получение минимальных знаний в предмете, призваны (в связке с изучением родного языка) стать объединяющим культурным элементом. Разработчик КИМ напомнил, что уже несколько лет не публикуются официальные результаты ЕГЭ, чтобы убрать «соревновательный элемент» среди школ. Но стоит разработать усложненные задачи для экзаменов. Задания, которые подошли бы выпускникам спецшкол и лицеев и одаренным детям. Иван Ростиславович пояснил также, что задачи с экономическим содержанием вводились для поступающих в экономические вузы, которых в наше время огромное количество. Впрочем, об экономических задачах был отдельный разговор в рамках семинара кандидата физико-математических наук, заместителя генерального директора издательства «Легион» по научно-методической работе и автора пособий по математике Сергея Юрьевича Кулабухова . Заявленная тема так и звучала: «Виды экономических задач на ЕГЭ и способы их решения».

Об интересующих химиков вопросах говорилось на площадках издательств «Экзамен», «БИНОМ. Лаборатория знаний» и издательства «Национальное образование». Все заявленные темы тоже посвящались проблемам аттестации. На одной из лекций руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ГИА по химии ФГБНУ «ФИПИ», кандидат педагогических наук, доцент ИППО МГПУ Дмитрий Юрьевич Добротин обратил внимание учителей на уточнение, добавленное в этом году. В нем говорится, что выпускник не может быть аттестован, если он составил несуществующие модели химических реакций.

Интересным показался подход, излагаемый учителем физики высшей квалификационной категории столичного ГБОУ Гимназия 1517 Альбиной Александровной Булатовой , являющейся соавтором УМК издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». Она рассказывала о методе исследования ключевых ситуаций в физике, с помощью которого среди предлагаемых задач можно выявить однотипные и проанализировать общую для них модель (ситуацию). Это помогает быстро и просто справляться со многими задачами, подставляя в найденный алгоритм конкретные условия. Кажется, освоив подобный навык, можно продвинуться и в целом ряде других предметов.

И еще хочется рассказать про лекцию профессора кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, члена Ученого совета ГАИШ, Международного астрономического союза и Евроазиатского и Европейского астрономических обществ, академика Международной академии наук высшей школы, доктора Анатолия Владимировича Засова . Это было единственное мероприятие, посвященное недавно вернувшемуся в школы предмету астрономии ‒ его организовало издательство «Учебная литература». Помимо задач, которые ставятся перед школой в освоении этого предмета, профессор Засов рассказывал об открытиях в сфере космоса, к которым он непосредственно так или иначе причастен. Анатолий Владимирович напомнил, что ничто не стоит на месте, и призвал учителей астрономии обращать внимание на последние открытия и учитывать движение науки, ведь только в астрофизике ежемесячно появляется порядка 500 новых научных публикаций. Впрочем, как уже упоминалось ранее, об этом стоить помнить, когда обучаешь детей XXI века любым (а естественнонаучным особенно) наукам.

Ольга Хотимская
























Более 1000 наименований книг для учителя представляют: «1С», «БИНОМ. Лаборатория знаний», «ВАКО», «Илекса», «Интеллект-Центр», «Легион», «Мир школьника», «Мнемозина», «Научная игрушка», «Национальное образование», «Просвещение», «Русское слово», «СМИО Пресс», «Учебная литература», «Учитель», «Физикон», «Экзамен», Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник», Институт системно-деятельностной педагогики, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» корпорации «Российский учебник», Многогранники, МЦНМО.


Издательство «Просвещение»

Об организации подготовки к основному государственному экзамену по биологии

П.М. СКВОРЦОВ , к.п.н, руководитель городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Московского центра качества образования; член методической комиссии по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО

Педагогические приемы как инструмент реализации требований ФГОС при преподавании химии по УМК Издательства «Просвещение»

С.А. СЛАДКОВ , к.п.н., заведующий редакцией химии издательства «Просвещение»

Издательство «Экзамен»

ЕГЭ по химии: Итоги 2017 года и направления совершенствования контрольных измерительных материалов в 2018 году

Ю.Н. МЕДВЕДЕВ , к.хим.н, профессор кафедры общей химии МПГУ, научный сотрудник ФИПИ, член редколлегии журнала «Химия в школе»

Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник»

Формирование финансовой грамотности в курсе математики 5-10 классов

О.В. МУРАВИНА , к.п.н., доцент кафедры математического образования ИРОТ, автор УМК по математике с 1-го по 11-й классы

Издательство «Легион»

Виды экономических задач на ЕГЭ и способы их решения

С.Ю. КУЛАБУХОВ , к.ф.-м.н., заместитель генерального директора издательства «Легион» по научно-методической работе, автор пособий по математике

Издательство «Просвещение»

Новый курс математики для старшей школы: быстрота и качество подготовки к ЕГЭ

А.А. ПРОКОФЬЕВ

Издательство «Илекса»

Слагаемые эффективного обучения математике: устный счёт, предметный тезаурус, систематизация материала, межпредметные связи

Н.Н. ХЛЕВНЮК , заместитель генерального директора издательства «Илекса» по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики

Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник»

Программирование – основа базового курса в учебнике «Информатика 7-9»

А.Г. КУШНИРЕНКО , к.ф.-м. н., доцент механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий отделом «Учебной информатики» НИИСИ РАН, автор учебника «Информатика» для 7-9 классов

Издательство «Экзамен»

Особенности подготовки к ЕГЭ по математике базового и профильного уровня в 2018 году

И.В. ЯЩЕНКО , к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы;
И.Р. ВЫСОЦКИЙ , заместитель председателя федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, лауреат премии Правительства РФ, автор учебных пособий по математике

Современные модели заданий по химии в государственной итоговой аттестации 2018 году

Г.Н. МОЛЧАНОВА , учитель химии, МОУ «Котеревская средняя общеобразовательная школ» Истринского муниципального района

А.А. ПРОКОФЬЕВ , д.п.н., к.физ.-мат.н., профессор, заведующий кафедрой высшей математики Национального исследовательского университета, зав. кафедрой высшей математики НИУ МИЭТ, председатель предметной комиссии по математике

Издательство «Интеллект-Центр»

Эффективная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике по новым комплексам издательства

Новые модели заданий по биологии в государственной итоговой аттестации в 2018 году

В.Б. САЛЕНКО , к.б.н., член федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по биологии ФГБНУ «ФИПИ», учитель биологии ГБОУ «Школа № 1329»

Издательство «Учебная литература»

Современная астрономия и предмет «Астрономия» в современной школе

А.В. ЗАСОВ , д.физ.н, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факултета МГУ, член Ученого совета ГАИШ, член Международного астрономического союза, член Евроазиатского и Европейского астрономических обществ, академик Международной академии наук высшей школы

Издательство «Экзамен»

Особенности подготовки к ОГЭ по биологии в 2018 году

Н.А. БОГДАНОВ , к.п.н., доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникационных технологий МПГУ

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках физики с использованием метода исследования ключевых ситуаций на основе УМК «Физика» авторского коллектива Л.Э. Генденштейна, А.А. Булатовой, И.Н. Корнильева, А.В. Кошкиной издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Институт системно-деятельностной педагогики

Эффективные педагогические инструменты реализации «Концепции развития математического образования» в непрерывной образовательной системе Л.Г.Петерсон (ДО-НОО-ООО)

М.В. РОГАТОВА , старший методист НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики», соавтор курса алгебры «Учусь учиться» для 8–9 классов основной школы, соавтор надпредметного курса «Мир деятельности» (г. Москва)

Издательство «Национальное образование»

Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии с учетом требований современных образовательных стандартов

Д.Ю. ДОБРОТИН , руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ГИА по химии ФГБНУ «ФИПИ», кандидат педагогических наук, доцент ИППО МГПУ

09:30

Начало работы

10:00

10:15

Открытие дня

10:30

11:45
12:00

13:15
13:30

14:45
1

Проведен анализ взаимосвязи экологического содержания предметов естественнонаучного цикла основной школы (химия, биология, география, физика). Выделены особенности формирования экологических аспектов в соответствии с требованиями Проекта федерального закона «Об экологической культуре», рассмотрены получение эколого-практических умений выпускником школы по каждому предмету естественнонаучного цикла в документе «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа», а также содержание каждого курса биологии, географии, физики, химии на предмет экологического содержания. При анализе данных документов обнаружилось, что самым содержательным и подробно изложенным в экологизации учебных предметов в системе образования Российской Федерации при изучении предметов естественнонаучного цикла является география, затем биология; не выделен экологический аспект содержания предмета химии; экологическое содержание химии не переведено ни в один из дополнительных курсов («Основы безопасности личности, общества и государства» и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»); предмет «Экология» вообще не значится в содержании документа «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».

предметы естественнонаучного цикла

экологическое образование

экологическое содержание

экологическая культура

1. Проект федерального закона «Об экологической культуре» от 13.07.2000 года № 90060840-3. Авторы – депутаты Государственной Думы В.А. Грачев, С.М. Ахметханов, Р.С. Бакиев, В.Д. Кадочников, Р.И. Нигматуллин, В.В. Оленьев, А.Н. Томов. – 23 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения). Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители – член-корр. РАО А.М. Кондаков, академик Л.П. Кезина.

3. Журин А.А. Содержание школьного химического образования: кризис или катастрофа? // Химия в школе. – 2012. − №4. – С. 2–7.

4. Муравьева Е.В. Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Казань, 2008. − С. 43.

5. Понамарева Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2009. − С. 46.

6. Храпаль Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2011. − С. 50.

На современном этапе образования наблюдается процесс насыщения содержания образования экологическими знаниями, формирования экологической культуры, умения и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики в образовательном процессе. Особая роль в данном процессе принадлежит предметам естественнонаучного цикла. Это не означает умаления и принижения значения других экологических дисциплин, но именно естественнонаучные дисциплины (физика, химия, биология, география), в первую очередь, обнажают социальные аспекты взаимодействия единой системы человек-общество-природа.

Цель нашего изложения заключается в выявлении места и роли предметов естественнонаучного цикла в становлении экологической культуры общества.

Объект исследования - формирующаяся и развивающаяся экологическая культура учащихся через естественнонаучное образование. Предмет исследования - эколого-ориентированное естественнонаучное образование.

Задачи суждения состоят в следующем:

    Раскрыть современное состояние системы естественнонаучного образования в России в Стандартах второго поколения для основной школы;

    Выявить наиболее эколого-ориентированный предмет естественнонаучного цикла, изучаемый в основной школе.

Если обратиться к Проекту федерального закона «Об экологической культуре» от 13.07.2000 года № 90060840-3, то в статье 3 «Основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры» в п. 1 говорится об основных принципах государственного регулирования в области экологической культуры. Под цифрой 1 излагается, что «основными принципами государственного регулирования в области экологической культуры являются» системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения:

    Формирование, в первую очередь у обучающихся в системе образования, ценностных ориентаций и нравственных норм поведения, а также получение знаний и практических навыков в области экологии, экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

    Экологизация учебных предметов системы образования Российской Федерации;

    Создание на всех уровнях профессионального образования преемственных учебных планов экологической направленности .

Далее, для раскрытия первой задачи нашего изложения рассмотрим разделы предметов естественнонаучного цикла (химия, физика, биология и география) в Стандарте второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Основная школа)», которым пользуются образовательные учреждения Российской Федерации.

Предмет «Химия» 1.2.3.15.

В Целевом разделе в пункте «1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ» в подпункте «1.2.3.15. Химия» видим, какими экологическими знаниями, умениями и навыками должен обладать выпускник школы (табл. 1).

Таблица 1 Экологический аспект в курсах химии в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (Основная школа). Стандарты второго поколения, 2011

Выпускник получит возможность

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

    Грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

    Осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

    Понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества

Многообразие химических реакций

Многообразие веществ

Рассматривая табл. 1, определяем, что только в одном разделе химии «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)» выпускник получает возможность приобрести эколого-практические умения. А в трех разделах об этом ничего не говорится и не требуется.

Далее в содержательном разделе «2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования» ни в одном из четырёх этапов (разделы те же, что и в «Планируемых результатах освоения учебных и междисциплинарных программ») изучения химии ни слова нет об экологизации содержания химии (см. п. 2.2.2.11. Химия) . Видимо экологический аспект курса химии переводится на предмет, по мнению Журина А.А. дисциплину, у которой еще нет определенного содержания (экология, основы безопасности и жизнедеятельности, мировая художественная культура) .

Если рассматривать экономическое развитие России, то оно практически на 70% основано на химической, нефтехимической отраслях. Незнание законов химии может нанести непоправимый урон здоровью человека и окружающей природной среде.

Предмет «Биология» 1.2.3.14.

Аналогично в целевом разделе в пункте «1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ» в подпункте «1.2.3.14. Биология» видим следующее (табл. 2).

Выпускник получит возможность

Живые организмы

    Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

    Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природе (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально ценностное отношение к объектам природы);

    Выбирать целевые и смысловые установки в действиях и поступках по отношению к живой природе

Человек и его здоровье

    Реализовывать установки здорового образа жизни;

    Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

    Определять факторы риска, влияющие на здоровье человека

Общие биологические закономерности

    Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

    Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем

Табл. 2 четко формулирует все возможности эколого-практических умений, которые выпускник получит при изучении биологии, причем на каждом курсе обучения.

Таблица 3 Экологический аспект в курсах биологии в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (Основная школа). Стандарты второго поколения, 2011

Экологический аспект

Живые организмы:

    Тема - грибы;

    Тема - вирусы;

    Тема - животные

    Приемы оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами ;

    Меры профилактики заболеваний;

    Профилактика заболеваний, вызываемых животными;

    Охрана редких и исчезающих видов животных

Человек и его здоровье:

    Тема - человек и окружающая среда;

    Тема - дыхание;

    Тема - размножение и развитие

    Защиты среды обитания человека;

    Вред табакокурения ;

    Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков

Общие биологические закономерности:

    Тема - взаимосвязи организмов и окружающей среды

    Экосистемная организация живой природы;

    Роль человека в биосфере;

    Экологические проблемы;

    Последствия деятельности человека в экосистемах

Табл. 3 показывает, что все курсы обучения биологии обеспечены экологическим аспектом, которые соответствуют изучаемому разделу.

Предмет «Физика» 1.2.3.13.

Аналогично в целевом разделе в пункте «1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ» в подпункте «1.2.3.13. Физика» видим следующее (табл. 4).

Выпускник получит возможность

Механические явления

Тепловые явления

    Использовать знания о тепловых явлениях... для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания

Электрические и электромагнитные явления

    Использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде

Квантовые явления

    Использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

    Приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;

    Понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем

Элементы астрономии

Таблица 5 Экологический аспект в курсах физики в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (Основная школа). Стандарты второго поколения, 2011

Экологический аспект

Тепловые явления:

Тема - преобразование энергии в тепловых машинах

Экологические проблемы теплоэнергетики

Электрические явления:

Тема - постоянный электрический ток

Правила безопасности при работе с источниками электрического тока , как понимаем - это всего лишь инструкция по обращению с электроприборами.

Квантовые явления:

Тема - влияние радиоактивных излучений на живые организмы

Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций

В табл. 5 в двух разделах курса физики отсутствует экологический аспект это механические явления и элементы астрономии.

Предмет «География» 1.2.3.10.

Наиболее удачным и полным по содержанию требований оказался предмет «География». Содержание эколого-практических умений показано в табл. 6.

Табл. 6 констатирует, что экологические умения и навыки выпускник основной школы может получить при изучении следующих разделов географии, это - природа и человек, население Земли, материки и океаны, районы России.

Выпускник получит возможность

Источники географической информации

Природа и человек

    Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

    Приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических геоэкологических проблем человечества;

    Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

Население Земли

    Приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов

Материки, океаны и страны

    Оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

    Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий

Природа России

Население России

Хозяйство России

Районы России

    Выбирать критерии для сравнения и сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России;

    Оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов

Россия в современном мире

Таблица 7 Экологический аспект в курсах географии в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (Основная школа). Стандарты второго поколения, 2011

Курс «География Земли»

Экологический аспект

Природа Земли и человек:

Тема - человек и литосфера;

Тема - человек и атмосфера;

Тема - океаны;

Тема - воды суши;

Оздействие хозяйственной деятельности на литосферу ;

Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности;

Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира;

Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование

Биосфера Земли

Тема - разнообразие растительного и животного мира;

Тема - почва как особое природное образование;

Тема - географическая оболочка

Влияние человека на биосферу;

Охрана растительного и животного мира Земли;

Наблюдение за растительным и животным миром как способ определения качества окружающей среды;

Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв;

Особенности компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах;

Географическая оболочка как окружающая человека среда

Население Земли

Материки, океаны и страны

Тема- основные черты рельефа, климата...;

Тема- океаны земли

Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

Охрана природы

Курс «География России»

Экологический аспект

Особенности географического положения России

Природа России

Тема - внутренние воды и водные ресурсы;

Тема- почва и почвенные ресурсы

Неравномерность распределения водных ресурсов, рост потребления вод и загрязнения;

Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением ;

Население России

Хозяйство России

Тема - металлургия;

Тема - химическая промышленность;

Тема - лесная промышленность;

Тема - агропромышленный комплекс

Металлургия и охрана окружающей среды;

Химическая промышленность и охрана окружающей среды;

Лесная промышленность и охрана окружающей среды;

Определение по эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур;

Пищевая промышленность и охрана окружающей среды;

Легкая промышленность и охрана окружающей среды

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс)

Транспорт и охрана окружающей среды ;

Районы России

Подводя итоги исследованного материала в документе «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа», можно сделать следующие выводы:

    Предложена постановка новой проблемы, из которой следует возникновение значительных затруднений при формировании экологических знаний у учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла;

    Наблюдается отсутствие предмета «Экология», а в Проекте федерального закона «Об экологической культуре» от 13.07.2000 года № 90060840-3 она является самостоятельной образовательной единицы в образовательных учреждениях;

    Отсутствует естественнонаучный аспект при изучении предметов «Основы безопасности личности, общества и государства» и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

По мнению А.А. Журина, у содержательных курсов (химия, физика, биология, география) собираются отнять часы, чтобы отдать их дисциплине, у которой еще нет определенного содержания. К таким бессодержательным курса относятся экология, основы безопасности жизнедеятельности, мировая художественная культура, содержание которых дублирует содержание традиционных учебных предметов .

Исследования по экологическому образованию, проведенные Гайсиным И.Т., Муравьевой Е.В., Мухутдиновой Т.З., Хусаиновым З.А., Пономаревой Л.И., Храпаль Л.Р., достаточно доказывают, что именно через предметы естественнонаучного цикла можно достичь ценностно-ориентированного, целенаправленно организованного, планомерно-систематического процесса формирования экологического сознания учащихся как базового компонента экологической культуры личности . Следует отметить, что одним из оснований для решения возникающих при отборе содержания предмета является положение о том, что учебный предмет представляет собой не результат проецирования соответствующего экологического аспекта, а дидактическую переработку определенной системы знаний, умений и навыков, необходимых для овладения естественнонаучными знаниями.

В качестве критериев отбора содержания естественнонаучного основного образования, на наш взгляд, целесообразно использовать следующие положения:

    Целостное отражение в содержании естественнонаучного образования задач формирования всесторонней личности;

    Высокая научная и практическая значимость экологического содержания, включаемого в основы естественных наук;

    Соответствие сложности содержания химии, физики, географии, биологии реальным учебным возможностям учащихся;

    Соответствие объема предметов естественнонаучного цикла имеющейся материально-технической и учебно-методической базе обучения.

Рецензенты:

    Миронов А..В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны;

    Гайсин И.Т., д.п.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Работа поступила в редакцию 05.07.2012.

Библиографическая ссылка

Файрушина С.М. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРЕДМЕТАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9-3. – С. 641-647;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30325 (дата обращения: 07.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла
в рамках реализации требований ФГОС нового поколения
Мыслящий ум не чувствует
себя счастливым,
пока ему не удаётся связать
воедино разрозненные факты.
Д. Хевелси
Сегодня интегративный подход находит широкое применение как в
фундаментальных науках, так и в образовательном процессе. Согласно учению о
детерминизме окружающий нас мир един во всём многообразии его проявлений. Все
процессы, происходящие в нём, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, одна
из задач обучения – формирование у учащихся системного мышления, которое позволяет
видеть мир как единую систему, понимать взаимосвязь и взаимообусловленность всех его
проявлений.
В настоящее время география, биология, химия характеризуются высочайшей
специализацией составляющих её дисциплин и одновременно тесным их взаимодействием.
Интеграция наук помогает в решении самых сложных, синтетических по своей
природе проблем. В результате объединения научных дисциплин произошло интенсивное
обогащение географии, биологии, химии фактическим материалом и новыми теориями.
Прогрессивное развитие данных наук невозможно без связи с другими науками.
С точки зрения гносеологии процесс познания окружающего мира имеет
определённую логику и процесс обучения должен состоять из следующих этапов:
 целостного восприятия объекта изучения (интеграция);
 системного анализа объекта (дифференциация);
 обобщение данных, полученных в результате анализа (интеграция).
Таким образом, процесс познания должен начинаться и заканчиваться интеграцией
знаний.
Достигнуть успеха в познании фундаментальных свойств Вселенной можно только
на основе интеграции знаний об окружающем мире, включающем физическую
составляющую, мир химических превращений и царство живых существ. Процесс
интеграции знаний приводит к тому, что границы между науками становятся всё менее

чёткими, на их стыках возникают новые, пограничные науки, имеющие интегративный
характер.
В настоящее время наибольший интерес вызывают исследования
междисциплинарного характера и содержание современного школьного
естественнонаучного образования должно отражать ведущую тенденцию современной
науки – её интегративный характер.
Предметам естественнонаучного цикла принадлежит важная роль в формировании
современного миропонимания, основанного на знаниях о взаимодействиях в системе
«природа­человек», которые интегрально отражают мир и объективные связи в нём.

Основываясь на интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, мы можем
формировать целостную картину мира, закладывать основы современного научного
мировоззрения и системного мышления, и предметы данного цикла обладают большим
инновационным потенциалом по формированию основ естественнонаучной компетентности
и гуманистических идеалов в их единстве, что способствует целостному восприятию мира
в широком культурном контексте.
Предмет «География» занимает особое интегративное место в общей системе
знаний. Являясь как естественной, так и общественной наукой, география способствует
формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной
социоприродной картине мира.
Для современной географии, биологии, химии как наук о суперсистеме
«человек­хозяйство­окружающая среда» вместе с аналитическо­объяснительной
усиливается их интегративная функция. Становится все более очевидным, что развитие
материального производства, познание глобальных проблем человечества (экологическая,
энергетическая, ресурсная и др.) зависят не только от вклада отдельных наук, но и от их
междисциплинарного синтеза.
Интеграционные тенденции в синтезе географических, биологических и химических
знаний особенно ярко проявляются в гуманизации, социологизации, экономизации.
Отражение этих направлений в программах и учебниках предметов естественнонаучного
цикла помогает интегральному осмыслению проблемы оптимизации взаимодействия
общества и природы.
Принципы гуманизации ориентированы на раскрытие духовности человека и такой
компонент содержания образования, как опыт эмоционально­ценностного отношения к
миру, часто остаётся нереализованным. С целью активизации учебно­познавательной

деятельности учащихся необходимо придавать урокам эмоциональную окраску.
Использование на уроках литературно­художественных описаний природы, поэтических
произведений достаточно широко практикуется преподавателями географии и биологии.
Цель современного школьного образования – формирование гармоничной личности
учащихся посредством создания условий для её самореализации и самоопределения.
Структура личности порождается видовым строением человеческой деятельности и
поэтому характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим,
коммуникативным, художественным.
Опытные учителя широко применяют художественные произведения, используя их
для анализа научных вопросов. Для формирования художественного потенциала
целесообразно применение произведений искусства. Это произведения литературы (поэзии,
прозы, научно­популярной литературы), изобразительного искусства, музыкальные
произведения, средства телевидения и др.
Поэтические произведения, загадки, и пословицы, используемые на уроках
географии, биологии, химии, дают хороший эффект, так как содержат не только
художественное описание объектов, процессов и явлений природы, но и раскрывают
особенности живых организмов. В художественных произведениях можно найти
информацию по различным наукам. Эффективными для формирования художественного
потенциала личности учащихся являются интегрированные уроки, они дают ученикам
достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи
явлений и предметов, о взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной
и художественной культуры. Такие уроки предполагают развитие творческой и
мыслительной активности учащихся.
Актуальность межпредметных уроков заключается в том, что мир, окружающий
детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве.
Интегрированный урок позволяет и даёт возможность для саморазвития и творчества как
ученика, так и учителя.
Интегрированные уроки расширяют кругозор, способствуют формированию
разносторонне развитой и гармоничной личности.
В познание процесса взаимодействия природы и общества вносит свой вклад
учебная география, позволяющая выработать у школьников географическое мышление,
специфической чертой которого являются связанность, комплексность и системность.

Географическое мышление способствует поиску пространственно­временных
закономерностей сочетания естественных и искусственных составляющих в природно­
антропогенных системах различных иерархических уровней. На основе изучения природно­
территориальных комплексов возможна разработка практических рекомендаций
оптимизации взаимодействия общества и природы в рамках географической оболочки.
Совершенствование природопользования посредством управления процессом
развития и преобразования природно­антропогенных систем связано с разработкой и
раскрытием интеграционных возможностей географии. Немаловажно отметить, что
школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме
интеграции учебных дисциплин среднего образования,
регулирования окружающей человека среды.
затрагивающих сферу
Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие
творческой, социально­активной личности, выявление её познавательных интересов и
потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации
познавательной самостоятельности учащихся. Особенно значима эта задача в отношении
старшеклассников. Познавательную самостоятельность мы рассматриваем как качество
личности, проявляющееся у школьников в потребности и умениях приобретать новые
знания из различных источников, путём обобщения раскрывать сущность новых понятий,
овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески
применять для решения разнообразных проблем, задач, ситуаций и т.д.
Географические карты как выдающиеся достижения человеческой цивилизации
играют важную роль во многих сферах жизни людей. Бесспорна роль географических карт
в культуре и в искусстве. Картографические образы, мотивы, символы можно встретить на
картинах художников, в произведениях декоративно­прикладного
искусства, в
скульптурных и архитектурных композициях. Картография и живопись – интереснейшая
тема для осмысления на междисциплинарном уровне, позволяющем воспринять более
целостно феномен карты как явления уникального и многозначного, занимающего особое
место в сфере межличностного общения.
Одно из средств активизации познавательной самостоятельности старших
школьников при изучении географии, биологии, химии – решение интегрированных задач.
Интегрированная задача – это учебное задание, включающее информацию межпредметного
характера, для выполнения которого требуется привлечение знаний из различных областей,
тем или иным образом связанных с тематикой данного задания.

Интегрированные задачи могут оказывать влияние на все компоненты учебно­
воспитательного процесса ­ его цели, содержание и организацию.
Таблица 1. Влияние интегрированных задач на компоненты УВП.
Компоненты УВП
Цель обучения
Содержание обучения
Роль интегрированных задач
Активизация познавательной
самостоятельности учащихся
Отбор содержания, развивающего
мотивацию учения,
способствующего упрочению
предметных знаний,
реализующего межпредметные
связи, учитывающего жизненный
опыт учащихся, мировой
позитивный опыт, народные,
национальные традиции
Организация учебно­познавательной деятельности Создание проблемных ситуаций.
Использование игрового и
диалогового обучения.
Моделирование ситуации.
Схема 1. Структура интегрированной задачи.

Вводная информация

Проблема
Уточняющая информация:
познавательная, предметная
Результат
Интегрирование знаний всех наук может привести к усилению осознанных
потребностей в получении знаний, переносу теоретических знаний в практическую
деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях, т.е. ведёт к активизации
познавательной самостоятельности учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа N 12" муниципального образования г. Ноябрьск


«Предметы естественнонаучного цикла в начальной школе. Работа с цифровым микроскопом.

Подготовила учитель начальных классов:

Сухарева Светлана Владимировна

г. Ноябрьск

«Предметы естественнонаучного цикла в начальной школе. Работа с цифровым микроскопом»

«Тебе скажут - ты забудешь,

Тебе покажут - ты запомнишь,

Ты сделаешь - ты поймёшь»

1. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Перед нами стоит задача понять, как микроскоп помогает людям в их исследованиях.

2. Введение

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря

микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и споры папоротника, и плесневый гриб мукор.

3. Знакомство с микроскопом

Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 приспособлен для работы в школьных условиях. Он снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранение, в том числе в форме цифровой видеозаписи. Микроскоп имеет простое строение, USB-интерфейс, двухуровневую подсветку. В комплекте с ним шло программное обеспечение с простым и понятным интерфейсом.

При скромных, с современной точки зрения, системных требованиях он позволяет:

    Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана)

    Использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные

    Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик

    Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы

    Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера.

    Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час

    Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее.

    Экспортировать результаты для использования в других программах:

    графические файлы - в форматах *.jpg или *.bmp, а видео файлы – в формате *.avi

    Собирать из полученных результатов фото - и видеосъёмки демонстрационные подборки-«диафильмы» (память программы может хранить одновременно 4 последовательности, включающих до 50 объектов каждая). Впоследствии подборку кадров, временно неиспользуемую, можно спокойно разобрать, так как графические файлы остаются на жёстком диске компьютера

    Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:

    9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4

    Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор

Если у Вас нет луп, то данный микроскоп можно использовать как бинокуляр (увеличение в 10 или 60 раз). Объектами исследования являются части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки.

Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, поместив в специальные чашечки Петри (их в наборе с каждым микроскопом две + пинцет, пипетка, 2 баночки с крышечками для сбора материала). А любое комнатное растение, поднесённое в горшке на расстояние около 2-х метров к компьютеру,

легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение. Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления.

Зато, поймав нужный угол, Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у Вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

4. Отрывки уроков окружающего мира с применением цифрового микроскопа.

    Тема урока: Тела, вещества, частицы.

Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирование клетки.

Цель: доказать, что все живое состоит из клеток

О бъекты изучения: Кожица лука

Оборудование: цифровой микроскоп.

Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.

Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.

Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. На предметное стекло капнула воды, положила на нее пленочку, иглой расправила. Затем капнула на нее водный раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен). Полученную красоту нарываю сверху покрывным стеклом и промокаю выступившую жидкость.

Рассмотрим препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении.

Что вы видите? (клеточки, кирпичики)

Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.

Что вы можете рассказать про клетку?

(она полужидкая – это цитоплазма;

внутри еще круглое ядро – помогает расти и

размножаться;

каждая клетка от соседних отделяется оболочкой

перегородкой – она защищает

нужную форму)

Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.

Какой можно сделать вывод: Лук состоит из клеток.

Что такое лук? (тело, живой организм)

Продолжите вывод: Все живое состоит из клеток : и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли.

Есть ли расстояние между клетками? (нет)

Тогда вывод: луковица состоит из твердого вещества.

Только микроб – это одна клетка, а например лист – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000.

Есть клетки – гиганты, вы их знаете, но не догадываетесь об этом.

Н-р, рыбная икринка, куриное яйцо.

Для чего использовали микроскоп?

Могли мы рассмотреть клетки без микроскопа?

-
В чем нам помог микроскоп? (мы смогли узнать, что все живое состоит из клеток)

Делаем фото клетки, накладываем текст.

    Тема урока: Строение листа. Виды жилкования.

Лабораторная работа: Рассматривание листьев, знакомство с различными видами жилкования, создание слайд-шоу с помощью микроскопа.

Цель: узнать различные виды жилкования

Объекты изучен ия: различные листья растений

Оборудование: цифровой микроскоп.

Другой вариант работы – создание слайд - шоу.

Перед нами листья с разных растений.

Что мы видим на живом зеленом листе? (жилки)

- Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листья прочность.

Перед нами стоит задача рассмотреть листья разных растений и выяснить: Одинаково расположены жилки на образцах?

1) Циссус – комнатный виноград.

(на сетку)

Т
акое жилкование называется СЕТЧАТОЕ

2) Хлорофитум

На что похоже расположение жилок на листе? (на прямые линии)

Крупные жилки проходят вдоль пластинки параллельно друг другу,

жилкование ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ


3) Лавр

Как на этом листе располагаются жилки? (линии похожи на дуги , кроме центральной)

Т
акое жилкование ДУГОВОЕ.

4) Молочай

-
На что похоже расположение жилок на листе? (на перышки)

Жилкование – ПЕРИСТОЕ

Сейчас я предлагаю рассмотреть колючку кактуса.

Что такое колючка для кактуса? (Они являются видоизмененными листьями, напоминающими микроскопически тонкие трубочки)

-
Для чего кактусу колючки? ни служат для впитывания влаги . Кактусы способны впитывать воду всей поверхностью стебля, но колючки делают это особенно интенсивно. В какой-то степени колючки служат и для защиты .

Ещё одна задача колючек – защита стебля от палящего солнца . У некоторых видов кактусов колючки настолько плотно покрывают стебель, что его практически не видно. А есть виды, покрытые густым белым пухом, напоминающим роскошный мех. А холодной ночью такая шубка защитит от холода, когда бывают нередкие в этих местах минусовые температуры.
А ещё колючки
служат украшением .)



Рассматриваемые образцы фотографируются, заносятся в коллекцию.

Затем делаем из полученных фотографий слайд-шоу, подписываем, можно добавить музыкальное сопровождение.

В чем нам помог микроскоп?

    Тема урока: Строение вещества.

Лабораторная работа: смешивание различных веществ, создание фильма с помощью микроскопа.

Цель: узнать, что происходит с веществами при смешивании друг с другом?

Объекты изучен ия: вода, акварельные краски, кусочек сахара, растворимый кофе.

Оборудование: цифровой микроскоп.

Итак, мы с вами знаем, что нас окружают тела, тела состоят из веществ, а вещества состоят из частиц.

Сейчас нам предстоит выяснить, что произойдет с веществами, если их смешать друг с другом?

Приведите примеры любых веществ.

Проведем исследование. Снимем фильм, чтобы показать на уроках учащимся класса.

Смешаем два жидких вещества: воду и краску.

В воду аккуратно положить каплю чернил или краски.

Наблюдаем за окрашиванием воды и снимаем фильм.

Почему окрасилась вода?

Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной?

(Нет, вода окрасилась, потому что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки).

Почему окрашивание происходило в разные стороны? (частицы двигаются в разных направлениях)

Сейчас проведем следующее исследование, которое поможет нам узнать: могут ли частицы твердого вещества смешаться с частицами жидкого вещества?

В воду положим кусочек сахара.

Что происходит с сахаром? (Он тает и становится невидимым)

А что станет с водой? (Она станет сладкой)

Почему это происходит? (частицы воды смешались с частицами сахара)

Теперь добавим гранулу кофе.

Что мы видим?

Почему гранулы кофе хватило, чтобы окрасить воду?

(В нем много частиц).

Так почему же окрасилась вода? (гранула кофе распалась на мелкие частицы и ее частицы смешались с частицами воды)

Что мы смогли увидеть, лучше рассмотреть с помощью микроскопа?

Давайте еще раз посмотрим фильм, но уже на большом экране.

5. Итог

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет

    изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;

    использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

    применять разноуровневые задания для учеников одного класса;

    создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;

    использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в планемотивации , систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.