Географические проблемы. Теоретические проблемы современной физической географии

Объектом физической географии является географическая оболочка земного шара, которая состоит из земной коры, нижней части атмосферы (тропосферы и части стратосферы), гидросферы, растительного, почвенного покровов и животного мира. Отличия географической оболочки от других сфер земного шара, лежащих как ниже, так и выше, заключаются в том, что в ее состав входит вещество в трех агрегатных состояниях (в других сферах - в основном в каком-либо одном), процессы протекают в ней за счет как космических, так и теллурических источников энергии (в других сферах - в основном за счет одного из них), и только в ней есть жизнь.

Исследование компонентов географической оболочки показало, что в своем строении и развитии они между собой связаны и взаимно обусловлены настолько тесно и глубоко, что образуют единое неразрывное целое - особое явление природы, характеризующееся специфическими законами строения и развития.

Сформировавшись и развиваясь на поверхности нашей планеты, географическая оболочка генетически неразрывно связана с земной поверхностью, облучаемой солнечной радиацией. В связи с господствующими здесь гидротермическими и геохимическими условиями, оболочка со временем стала ареной возникновения и развития жизни, обогатилась вошедшими в ее состав растительным и почвенным покровами и животным миром. Позже она явилась областью возникновения и развития человеческого общества.

Мы считаем, что верхняя граница географической оболочки проходит в стратосфере несколько ниже слоя максимальной концентрации озона (высота 20-25 км). Ниже господствуют движения воздуха, связанные со взаимодействием между атмосферой, с одной стороны, сушей и мировым океаном - с другой, выше такие движения сходят на нет. Солнечная радиация, пройдя через слой концентрации озона, лишается губительного для организмов избытка ультрафиолетовых лучей и ее состав приближается к наблюдаемому в стратосфере.

Нижняя граница географической оболочки располагается в подкоровом слое, обладающем в отличие от земной коры большой пластичностью без потери свойств твердого тела. Взаимодействия между тектоническими рельефообразующими процессами земной коры и процессами, протекающими в подкоровом слое, ослабевают уже в верхних частях последнего. Здесь и проходит нижняя граница географической оболочки. По-видимому, этот рубеж располагается несколько ниже сейсмической «поверхности Мохоровичича», где скорость продольных сейсмических волн сильно меняется, что свидетельствует о резком изменении физических свойств минеральной толщи.

Характерными особенностями структуры географической оболочки является ярусность ее внутреннего строения, проникновение компонентов географической оболочки друг в друга и сложная закономерная региональная дифференциация.

В энергетическом отношении географическая оболочка делится на два яруса: во внешнем ярусе основным источником тепла является солнечная энергия, во внутреннем - радиационный распад и аналогичные процессы. Граница между ними на суше проходит на глубине нескольких десятков метров и менее (в умеренных широтах на глубине 15-20 м). На ряд ярусов делится и литосферная часть географической оболочки.

Охарактеризованные особенности географической оболочки, закономерно проявляющиеся при крайнем многообразии ее состава и строения и свойственных ей природных процессов, непрерывно и глубоко взаимодействующих друг с другом, позволяют в философском отношении считать географическую оболочку Земли особой сложной формой движения материи. Особой формой движения материи являются, на наш взгляд, и внешние оболочки других планет типа Земли (Венера, Марс и др.), своеобразные у каждой планеты. Едва ли можно сомневаться в том, что такие планеты имеют значительное распространение в космосе.

Особенности географической оболочки, исключительное своеобразие присущих ей сложных форм движения материи, как и достаточно широкое распространение аналогичных явлений в космосе, позволяет отнести физическую географию (вместе с учением о внешних оболочках других планет типа Земли) к немногочисленным основным наукам естествознания.

В процессе своего развития физическая география, подобно другим основным отраслям естествознания, дифференцировалась на ряд теснейшим образом связанных дисциплин, образующих все усложняющуюся систему физико-географических наук.

Физическая география в современном ее понимании начала оформляться на рубеже XIX и XX вв., когда В. В. Докучаевым были установлены два основных физико-географических закона:

1) закон цельности и неразрывности географической среды - взаимной обусловленности ее компонентов (литосферы, нижних частей атмосферы, гидросферы, растительного и почвенного покровов и животного мира) и 2) закон географической зональности. Устанавливая целостность и неразрывность географической среды, В. В. Докучаев не касался вопроса о том, какие конкретные природные процессы лежат в основе взаимообусловленного развития ее компонентов. В последнее время нами было показано, что в основе взаимосвязи, взаимодействия и взаимообусловленности компонентов географической оболочки земного шара лежит обмен вещества и энергии между ее компонентами, а также между этой оболочкой и элементами космоса: прежде всего солнечной радиацией, с одной стороны, и подкоровыми массами - с другой.

Взаимообмен вещества и энергии между компонентами географической оболочки складывается из неразрывно связанных между собой, но противоположно направленных процессов (Прихода и расхода вещества и энергии, их ассимиляции и диссимиляции.

В ходе взаимообмена часть вещества и энергии одного компонента постоянно переходит в состав других, один вид энергии превращается в другой. Это сопровождается изменением состава как тех веществ компонентов, которые ассимилируются другими компонентами, так и основной массы каждого компонента - под длительным воздействием веществ других компонентов (в ходе химических и физических, а в соответствующих случаях также биохимических и биофизических взаимодействий). Изменения эти в ходе развития нашей планеты, как правило, приводили к усложнению состава и строения компонентов географической оболочки. Усложнение же состава и строения географической оболочки неизбежно влекло за собой усложнение процессов обмена вещества и энергии между ее компонентами, а также между нею и внешним миром. Это в свою очередь вызывало возникновение в географической оболочке новых геохимических реакций и других природных процессов, приводивших, как правило, к дальнейшему усложнению состава и строения географической оболочки, и т. д.

Происходившие за периоды времени геологического масштаба усложнения состава и строения географической оболочки проявлялись многообразно. Усложнялось геологическое строение земной коры. Появлялись новые, все более высокоорганизованные типы растений, что сопровождалось и выработкой растительным покровом новых, более сложных органических соединений; то же относится к новым, более высокоорганизованным типам животных, часто связанным в своей жизнедеятельности с новыми типами растений. Возникали новые типы почвенного покрова, связанные с поступлением в почву или образованием в ней не существовавших ранее, вырабатываемых новыми видами растений органических и минералоорганических соединений и т. п. Появление новых типов организмов и почвенных типов приводило к усложнению химического состава вод суши, а следовательно, и океана, в котором также появлялись более высокоорганизованные морские организмы. Все эти изменения состава биотических компонентов, как и гидросферы, оказывали существенное влияние на состав атмосферы, опять-таки в сторону ее усложнения.

Наряду с процессами усложнения состава и строения в географической оболочке совершались процессы противоположного характера (отмирание, распад и т. п.), как непременная часть процесса развития, не нарушающая его поступательного характера.

Таким образом, процесс взаимообмена вещества и энергии между компонентами географической оболочки, как правило, приводил к прогрессивному усложнению ее состава и строения. В основе такого развития географической оболочки лежит взаимообмен вещества и энергии между ее компонентами и между географической оболочкой и внешним миром.

Движущая сила развития географической оболочки - это единство ведущих, неразрывно связанных между собой противоположно направленных процессов прихода и расхода вещества и энергии, их ассимиляция и диссимиляция, а также сопровождающие процессы. Отсюда, обмен вещества и энергии является основной движущей силой развития не только внешних оболочек планет (земного типа), но и космических тел вообще. Новейшие представления о возникновении и развитии «звездных ассоциаций» и других космических объектов говорят в пользу этого.

В основе реально существующей и очень сложной естественной дифференциации географической оболочки земного шара лежит закон географической зональности. Сравнительное изучение географических зон суши земного шара показало, что они образуют закономерную систему, основой которой являются теснейшим образом связанные между собой территориальные изменения годовых величин радиационного баланса земной поверхности (мало отличающихся от величины радиационного баланса вегетационного периода), годовых сумм осадков и отношений между радиационным балансом и осадками, выраженных в тепловых единицах, т. е. в калориях, необходимых для испарения годовых осадков. Отношение это получило название радиационного индекса сухости.

Перечисленные факторы оказывают определяющее влияние на строение и развитие внешнего яруса географической оболочки. Годовой радиационный баланс является основным источником энергии большей части природных процессов, протекающих на земной поверхности. Годовые суммы осадков и их соотношение с годовым радиационным балансом земной поверхности имеют решающее значение для развития всего комплекса природных процессов, в которых участвует влага. В частности, от количества влаги и его соотношения с радиационным балансом зависит характер и режим увлажнения почвогрунтов. А это в свою очередь (вместе с величиной радиационного баланса) оказывает огромное влияние на характер и напряженность как биотических, так и многих абиотических процессов, протекающих во внешнем ярусе географической оболочки.

При сопоставлении характера и режима указанных факторов увлажнения почвогрунтов бросается в глаза, что в умеренных, субтропических и тропических поясах существует зона или подзона оптимального увлажнения с радиационным индексом сухости, близким к 1, являющаяся зоной максимальной продукции биомассы. В этой зоне режим почвенных вод в течение большей части года обеспечивает количество влаги, достаточное для того, чтобы транспирация растительного покрова протекала беспрепятственно и вместе с тем содержание воды в почве не было так велико, чтобы оно в какой-либо мере препятствовало нормальному развитию процессов почвенной аэрации.

При сравнительном анализе зон умеренного и других поясов, мы наблюдаем, что по мере смены зон оптимального увлажнения зонами все более нарастающего избыточного увлажнения или все более недостаточного увлажнения изменяются и показатели коэффициента сухости. В первом случае показатель индекса сухости понижается до 0,45 (тундры и тропические лесные болота), во втором - возрастает до 3 и выше (тропические пустыни). И в том и в другом случае продуктивность растительного покрова и животного мира прогрессивно снижается. Все это говорит о том, что системы зон указанных поясов имеют однотипный характер, различаясь главным образом по интенсивности протекающих в них природных процессов и связанных с ними явлений.

В силу всего этого географическая оболочка земного шара в пределах суши представляет единую закономерную периодическую систему географических поясов и зон суши земного шара (см. табл.).

Таким образом, в основе строения наружного яруса географической оболочки лежит общий для нашей планеты периодический закон географической зональности. Это в свою очередь свидетельствует о принципиальном внутреннем единстве строения и развития наружного яруса географической оболочки на протяжении всех поясов и зон, а вместе с тем о единстве строения и развития всех слагающих зоны таксономических территориальных единиц, как бы внешне различны они ни были.

Изменения в строении, динамике и развитии географической оболочки различных зон связаны, с одной стороны, с изменениями радиационного режима земной поверхности, а с другой – с различной степенью участия в строении и динамике географической оболочки воды в жидком виде и биокомпонентов.

Со степенью участия в строении географической оболочки различных зон воды в жидком виде, растительного и почвенного покровов и животного мира связаны и качественные особенности этих компонентов и характер их влияния на другие компоненты, в том числе и на атмосферу и литосферу. Эта степень участия гидрокомпонента и биокомпонентов неразрывно связана с качественными особенностями их самих и структуры географической оболочки в целом.

Степень насыщенности географической оболочки указанными выше компонентами определяется мерой участия их в ее строении. Это связано как с историей развития географической оболочки в геологическом прошлом (особенно в позднейшие этапы), так и с разнообразием состава компонентов. Последнее, в свою очередь, определяет степень многообразия протекающих в географической оболочке природных процессов. Таким образом, для каждой зоны характерны определенные общие особенности химического и биохимического состава ее компонентов, а следовательно, и общие особенности протекающих в этих компонентах химических, биохимических и других процессов. Особенности эти связаны прежде всего с характерными для каждой зоны гидротермическими условиями, а также с ее геологической историей.

Из охарактеризованных выше общих закономерностей развития зональной структуры и территориальной дифференциации географической оболочки вытекают два важных вывода: 1) при близких годовых количествах радиационного тепла степень насыщенности географической оболочки влагой и биокомпонентами, многообразие в ней динамики и разнообразие состава тем больше, чем радиационный индекс сухости географической оболочки ближе к единице (с учетом геологического прошлого территории); 2) при близких значениях радиационного индекса сухости (за редкими исключениями) степень насыщенности влагой и биокомпонентами, многообразие динамики и разнообразие состава географической оболочки (при сходных условиях подстилающей поверхности) тем больше, чем больше величина годового радиационного баланса земной поверхности (опять-таки с учетом геологического прошлого).

Согласно новейшим исследованиям, в основе изменений продуктивности растительного покрова, а следовательно, и животного мира каждой зоны, лежит интенсивность фотосинтеза и быстрота оттока из листьев ассимилянтов.

В каждом поясе они достигают максимума в зоне оптимального увлажнения. В различных поясах они тем выше, чем больше величина радиационного баланса земной поверхности указанных зон. Так, например, зоной оптимального увлажнения в экваториальном поясе является зона незаболоченных экваториальных лесов, в умеренном поясе - подзона лиственных лесов. В первой из них годовой прирост природного растительного покрова достигает 40-50 т/га сухой массы (над землей), во второй - около 5,6 т/га. Обе цифры - наибольшие для соответствующих географических поясов. Новейшие исследования биологических основ орошаемого земледелия в умеренном поясе показали, что указанные закономерности действительны и для многих сельскохозяйственных культур и ими следует руководствоваться при разработке норм и сроков полива.

В заключение следует подчеркнуть, что, как видно из изложенного, выявление охарактеризованных закономерностей позволяет не только глубже познать динамику и законы развития географической оболочки Земли, но - и это очень важно - дает возможность вплотную подойти к разработке поставленной перед учеными XXII съездом КПСС проблемы преобразования и регулирования природных процессов.

Грандиозные задачи развития народного хозяйства СССР требуют тесного содружества географических наук с практикой, углубленного изучения географических закономерностей, необходимых для правильного решения практических проблем, и прежде всего таких, как проблема рационального размещения производительных сил, преобразования природы, наиболее эффективного использования природных ресурсов при условии их воспроизводства и охраны.

Подводя итоги развития физической географии за последние 20 лет, нельзя не отметить ее превращения из науки преимущественно описательно-познавательной в науку преимущественно экспериментально-преобразовательную, разрабатывающую научные основы целенаправленного изменения природных условий в интересах народного хозяйства.

Главной задачей современной географий во всем мире оказывается сейчас не столько помощь в деле пионерского освоения новых земель и природных богатств, как это было еще недавно, а прежде всего, всестороннее научное обслуживание великой работы человечества по многообразному, все более интенсивному использованию уже открытых природных ресурсов и коренному изменению природы и хозяйства уже освоенных районов и стран (Герасимов, 1961). Одной из важнейших конкретных проблем этого изменения природы является комплексное изменение климатических условий, о котором говорится в новой программе КПСС.

— Источник—

Развитиеи преобразование географической среды. М.: Наука, 1964

Post Views: 436

Генетическая классификация наук, построенная «по формам движения», играет роль общего методологического принципа изучения сложнейших теоретических вопросов науки, в нашем случае - географии. Во-первых, это требует уточнения сложившихся представлений об объекте и предмете географии. Даже постановка вопроса о месте географии в данной классификации нуждается в специфическом философском анализе содержания географической науки. Относится л и вообще география к данному типу наук? Во-вторых, какое место среди объектов других наук занимает объект географии и как он генетически и структурно связан с ними? В-третьих, это является основанием для изучения соотношения законов и методов географии как науки с законами и методами пограничных с ней наук. В-четвертых, уже этих вопросов достаточно для обоснования географии и необходимости ее дальнейшего развития. В-пятых, определить место географии в генетической классификации наук - значит глубже понять ее содержание и внутреннюю структуру. Это методологическая основа понимания единства физической географии и социально-экономической географии, соотношения их дисциплин и, наконец, изучения географии как особого социального института, закономерностей ее возникновения и развития.
Мы не случайно поставили вопрос о месте географии именно в генетической классификации наук, поскольку обращение к другим видам классификации наук этих вопросов не решает.
Географическая реальность. Вопрос о географической реальности не так прост. Если существует географическая реальность, то каковы ее сущность, содержание, причины возникновения и основа существования? Как географическая реальность связана с другими видами реальности? Только ли география (и какая - физическая или социально-экономическая) изучает эту реальность и проводят ли другие науки подобные исследования?

Обычно под реальностью понимают совокупность взаимосвязанных и обусловливающих друг друга объектов и процессов. Конечно, наука не сразу приходит к глубокому пониманию реальности. Объекты последней разделяются вначале по различным свойствам и лишь потом по законам строения и функционирования и, наконец, по причинам возникновения и способам существования. От объектного, вещного понимания содержания объективной реальности наука на основе развивающейся практики и ее меняющихся потребностей приходит к системному видению реальности. Основным типом подобных систем являются диалектические саморазвивающиеся системы, в которых создается основное материальное содержание мира.
Под диалектической системой - носителем особой формы движения материи - можно понимать саморазвивающуюся систему, состоящую из специфического вида материи и условий его существования. Вид материи есть материальное образование, обладающее специфической формой отражения, адекватной способу его существования. Очевидно, что сознание человека, ощущение, раздражимость и возбудимость в живой природе, а также специфические формы реагирования образующихся минералов и горных пород на условия их существования являются формами отражения, адекватными способу существования каждого из названных видов материи. Условия существования вида материи есть совокупность элементов внешней среды, вовлеченная во взаимодействие с видом материи и преобразованная им. Так, социальный вид материи, люди, в материальном производстве из материала внешней природы создают социальные вещи, в первую очередь средства производства. В биогеоценозе микроорганизмы, растения и животные преобразуют элементы материнской горной породы в биологическое явление - почвы. В геологических системах минералы и горные породы образуются из элементов растворов или расплавов.
Интересно, что еще в начале XX в. А.И. Воейков выделял Аральское море как самостоятельную вечную географическую систему с замкнутым тепловлагообменом. Эта система представляет собой диалектическое единство объектов гидросферы и тропосферы, которые взаимно порождают и обусловливают существование друг друга. Так, испарение с поверхности Арала порождает особую воздушную массу со специфической системой облаков и облачных систем, которые переносят влагу на отроги Памира и Тянь-Шаня. Формирующийся снежный покров и ледники возвращают затем с помощью рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи влагу в Аральское море. Метахронное развитие систем покровного оледенения Северного и Южного полушарий Земли, описанное К.К. Марковым, также расширяет наше представление о диалектических саморазвивающихся системах, в основе которых лежит географический тепловлагообмен.

Основным критерием выделения этого типа систем является наличие специфического вида материи и характерных для него, им же созданных условий существования. В современном естествознании каждая подобная совокупность однокачественных систем рассматривается как особая реальность, относящаяся к определенному уровню организации материи. Каждый из этих уровней, или реальностей, выступает как основной объект исследования той или иной науки. Вопрос о том, относятся ли к географической реальности системы, состоящие из объектов гидросферы и тропосферы с включенными в них скульптурными формами рель- ефа (все это создано географическим тепловлагообменом), не вызывает сомнений у современных географов. Но исчерпывается ли содержание географической реальности только одним этим типом географических систем? А системы ландшафтоведения и системы социально-экономической географии - разве это не географическая реальность, не мир, который изучает география?
Ответить на эти вопросы нелегко. Прежде всего попробуем представить себе иерархию реальностей или их историческую последовательность возникновения. За исключением группы физических форм движения (процессов) все известные нам формы движения материи возникают и существуют не просто в пределах Галактики, а вся их история разворачивается только на планетах. При этом какие бы связи и отношения ни устанавливались в развитии планеты между этими реальностями, главное - это возникновение ее материальных объектов, т.е. тех процессов или форм движения, которые производят и воспроизводят все ее содержание. Так, отсутствие разумной жизни на планете говорит об отсутствии там социальной реальности (по крайней мере, на данном этапе развития).
Рассмотрим основные этапы развития Земли. Вначале на планете возникают физические и химические процессы или формы движения материи, с которыми связано существование физической и химической реальностей. Затем появляется геологическая реальность, представленная системами, которые со временем сливаются в целостную систему - литосферу. Наличие литосферы - необходимое условие возникновения первичных географических систем, состоящих из объектов гидросферы, тропосферы и скульптурных форм рельефа. Эти системы выступают в качестве носителей таких географических явлений, как климат, сток и рельеф. Эти первичные географические системы играют в жизни планеты существенную роль. Во-первых, они возникают не на каждой планете, более того, они являются высшим этапом развития неживой природы вообще. Во-вторых, эти географические условия необходимы для возникновения жизни на планете или, по крайней мере, ее высших форм. И, в-третьих, только при наличии развитых географических условий возможен переход от биологической жизни к разумной цивилизации. Смена группы физических форм движения химической, геологической, географической, биологической и, наконец, социальной формой движения - такова историческая последовательность возникновения принципиально новых реальностей в развитии Земли как планеты.

Однако подобное соотношение формы движения, вида реальности и объекта не всегда устраивает науку. Возьмем, например, географию. Возникновение систем первичной географической оболочки, состоящих из объектов гидросферы, тропосферы и скульптурных форм рельефа, в своей основе имеет особый географический процесс, или тепловлагообмен меж- ду этими компонентами, который является и причиной их возникновения, и основой их существования и развития. Эти географические системы, содержанием которых выступает климат, сток и рельеф, - главный объект общей физической географии. Но это никак не исчерпывает всего содержания географической науки. Сложность уже этой географической реальности заставляет нас общую физическую географию подразделять на частные физико-географические науки, объектом исследования которых служат отдельные компоненты физико-географической системы. Возникают гидрология, океанология, криолитология, климатология и геоморфология. Отметим, что становление этих наук отвечает уровню потребностей современной общественной практики. Общество до сих пор не располагает возможностью исследования географической системы или і іервичной географической реальности как целого и применения этих зна- Iіий в практических целях.
Можно отметить, что первичная географическая реальность состоит и з двух типов систем: диалектических и автономных. Последние как части диалектических систем возникают и существуют только в рамках данного целого. Как и целостная система, они существуют на основе единого географического тепловлагообмена. Но законы строения и функционирования диалектического целого не сводятся к сумме законов его частей. Поэтому законы общей физической географии и законы частных физико-географических наук отличаются друг от друга.
Корреляционные системы в географии. Если названные выше объекты первичной географической реальности своей сущностью имеют географический тепловлагообмен, т.е. возникают и существуют только на основе этого географического процесса и отличаются друг от друга как части и целое, то этого нельзя утверждать об объекте ландшафтоведения. Но кто скажет, что ландшафты не являются географической реальностью? Этот тип систем широко и давно изучается в географии. Он и до сих пор считается едва ли не единственным собственно географическим объектом. Особенность этого типа систем заключается в том, что системообразующими связями в них выступает корреляция или приспособление компонентов более высокого порядка к компонентам, более низким по организации. Еще А. Тенсли, определяя экосистему, отмечал, что в жосистеме климат заставляет почвы адаптироваться к его особенностям, но обратное влияние почв на климат ничтожно мало. Все это относится и к ландшафту. Заметим в этой связи, что JI.C. Берг понимал природный ландшафт как совокупность рельефа, климата и растительного покрова и что их совокупность образует особый «ландшафтный организм». А если говорить о культурных ландшафтах, то в их содержание Берг включал человека и произведения его культуры. Город или деревня также рассматривались им как составные части культурного ландшафта. Географию он понимал как науку о ландшафтах.

Все это помогает понять, что системообразующими факторами в природном ландшафте являются факторы географические - климат, сток и рельеф. Это и позволяет считать ландшафты географическими системами. Но ландшафты представляют собой географические системы особого типа, которые формируются на стыке географической оболочки и биосферы, состоящей из биогеоценозов. Они принципиально отличаются от объектов гидросферы и тропосферы - первичной географической реальности по своему содержанию, системообразующим связям и вертикальной мощности. Они вторичны по происхождению (возникают только с появлением жизни на Земле) и имеют другую сущность, по сравнению с рассмотренными выше физико-географическими системами, в основе которых лежит географический тепловлагообмен.
Природные ландшафты включают в себя системы живой природы - почвы и живые организмы. А культурные ландшафты - человека и произведения его культуры. Изучением ландшафтов занимается не физическая география, как отмечал Ф.Н. Мильков, а особая наука - ландшафто- ведение, которое он рассматривал как частную физико-географическую науку, подобную геоморфологии, климатологии и гидрологии. Он выступал против отождествления географической и ландшафтной оболочек Земли. Однако, учитывая разную системную сущность рассмотренных выше объектов физической географии, с одной стороны, и ландшафта - с другой, можно утверждать, что ландшафтоведение не является частной физико-географической наукой, как, например, климатология, гидрология или геоморфология. Ландшафтоведение лежит на стыке физической географии и биологии, а в случае культурных ландшафтов - и на стыке с некоторыми общественными науками.

Системы социально-экономической географии. Географические системы, подобные ландшафтам, с корреляционными системообразующими связями, изучаются социально-экономической географией. Будучи по основным параметрам наукой общественной, она относится к совокупности географических наук, поскольку изучает экономические и социальные процессы и явления в территориальном, географическом аспекте. Понятно, что эти системы относятся к новой реальности, которая не сводится ни к природной, географической, ни к социальной реальности. Эти системы лежат на стыке общества и географической природы. Экономическая и социальная география, опираясь, с одной стороны, на законы развития общества, а с другой - на законы природы, занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа - население - хозяйство». Так современные отечественные географы трактуют объект и предмет социально-экономической географии. На наш взгляд, в этом определении необходимо уточнить, что имеется в виду взаимодействие с географической природой (климат, сток, рельеф), а не с любыми природными явлениями и процессами. Идет ли речі) о рациональной территориальной организации производительных сил, о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства, анализируются ли территориально-производственные комплексы (ТПК) и экономические районы, энергетические и транспортные системы, системы расселения, промышленные узлы или агропромышленные комплексы, - географическим аспектом исследования всегда является учет именно природно-географических условий.
Однако сложные хозяйственные проблемы, которые приходится решать в современном обществе, не могут ограничиться только географическим анализом. На социальные явления одновременно воздействует как множество различных природных, так и социальных факторов. При этом, і ііі наш взгляд, складывается и функционирует довольно сложная система. 11о она является объектом исследования социальной экологии, в которой географический аспект не всегда играет ведущую роль. В этом случае география «работает» на социальную экологию, и никто, кроме географов, не может квалифицированно оценить действие географических условий.
Географическая оболочка планеты как совокупность диалектических систем. Возникновение и развитие первичных географических систем, сущностью которых является тепловлагообмен между объектами гидросферы п тропосферы, привели к созданию особой географической оболочки Земли. Здесь существует постоянный обмен теплом и влагой не только внутри отдельных целостных систем, но и между самими этими системами в планетарном плане. Так, например, глобальное похолодание климата вызывает образование ледников и ледниковых шитов. А они образуются из влаги, испарившейся с поверхности Мирового океана. Это приводит к понижению уровня Мирового океана и, как следствие, к перераспределению суши и моря, изменению очертания материков, возникновению новых островов и т.д., и т.п. При этом целостность географической оболочки принципиально отлична от целостности слагающих ее систем. Потому законы строения, функционирования и развития географической оболочки являются особым предметом географической науки.

Географическая оболочка как особая материальная система была выделена А.А. Григорьевым в 1932 г. Развивая диалектико-материалистическое учение о формах движения материи, он предложил физико-географическую или просто географическую форму движения материи, которая является способом существования особой поверхностной оболочки. Эта географическая оболочка проходит три этапа развития: неорганический - органический - и этап, когда на географическую оболочку оказывает воздействие человеческое общество. Сущность первого, неорганического, папа развития географической оболочки составляют три взаимосвязанных и взаимообусловливающих процесса: климатический, гидрологический и геоморфологический. Именно на основе этих процессов возникает псе материальное содержание географической оболочки: моря океаны, по- кровные оледенения и ледники, озера и реки, воздушные массы, облака и облачные системы, а также скульптурные формы рельефа. На рассуждения Григорьева сильное влияние оказало представление о ландшафтах как объекте географии. Нельзя было представить географию без изучения живой природы. Поэтому второй этап развития географической оболочки связан с возникновением жизни. Происходит включение ее процессов во взаимодействие с климатическим, гидрологическим и геоморфологическим процессами. Ученый считал, что содержание географической оболочки с появлением жизни становится богаче, и при этом сохраняется устоявшееся мнение о ландшафтах как основных объектах географии. Третий этап развития географической оболочки характеризуется воздействием общества на климатический, гидрологический, геоморфологический, а также фито- экологогеографический и зооэкологогеографический процессы.
К сожалению, в философской литературе того времени проблема форм движения материи не разрабатывалась. Отсутствие философской методологии отрицательно сказалось на судьбе основополагающей концепции Григорьева. В этой связи им самим были допущены серьезные ошибки.
Во-первых, сущность диалектической системы не может меняться от этапа к этапу. Неорганическая сущность географической оболочки должна сохраняться на всех этапах ее развития. Это его первая методологическая ошибка. Во-вторых, Григорьев, отдавая дань представлению о содержании географической науки, когда и живая природа является объектом исследования в ландшафтоведении, включил в состав географической оболочки, а значит, и географической формы движения материи биологическую форму движения. Это его вторая методологическая ошибка. Биологическая форма движения как высшая не может входить в состав низшей, географической, так как последняя не создает биологических объектов. В-третьих, ученым была нарушена собственная логика рассуждений. Почему биологическая форма движения материи входит в состав географической оболочки, находясь в ее пределах, а человеческое общество, тоже расположенное внутри географической оболочки, в ее состав не входит?
Все это говорит о том, насколько сильными были представления о ландшафте как объекте географии и как они «мешали» введению в географию методологии форм движения материи.

Носителем географической формы отражения являются объекты гидросферы, которые специфическим образом реагируют на состояние тропосферы и благодаря этому поддерживают тепловлагообмен между ними. А.И. Воейков еще в начале XX в. предсказывал существование особой географической формы отражения. Он говорил о водных объектах, которые по-особому реагируют на состояние тропосферы. Воейков называл «реки и озера зеркалом климата» или «зеркалом изменений климата». При этом данные объекты как географический вид материи генетически и структурно связаны с видом материи ранее возникшей на планете геологической формы движения. Все объекты гидросферы состоят из особого минерала или горной породы - воды или льда.
Географическая форма движения, а следовательно, и географическая реальность являются высшим этапом развития неорганической природы на планете и вместе с тем тупиковой ветвью развития на Земле. Поэтому социальной форме отражения предшествует не географическая форма отражения, а биологическая, которая возникает после химической формы отражения.
Более того, неустоявшаяся терминология также затрудняла решение проблемы и приводила к серьезным критическим замечаниям. Некоторые географы, не соизмеряя содержание ландшафтной оболочки с географической оболочкой по Григорьеву, обвиняли его «в идеалистическом отрыве движения от материи», утверждая, что, согласно его концепции, воздушные массы как бы плавают над ландшафтами. Следовательно, климатический процесс оторван от ландшафта.
Подход к определению географической реальности с помощью концепции географической формы движения материи помогает разобраться и в таком трудном и важном для географии вопросе, как соотношение географической оболочки и ландшафтной сферы.
Ландшафтная сфера Земли как совокупность корреляционных систем. Природные ландшафты возникают на планете только в условиях географической оболочки и очень сложно соотносятся с ней. В ландшафте нет общего процесса, который бы создавал все его компоненты - объекты географической и биологической реальности. Рельеф, тепло и влага входят и состав географической оболочки, а почвы, микроорганизмы, растительный и животный мир имеют биологическую сущность и являются объектами биосферы, состоящей из биогеоценозов. Однако как экосистема, в которой биологические компоненты адаптируются к географическим, коррелируют с их свойствами, ландшафт является особой системой, частично входящей в содержание географической оболочки, а частично в состав биосферы. Но ландшафты отличаются от диалектических систем - і юсителей географической формы движения материи еще и по вертикальной мощности. Если, например, вертикальная мощность воздушных масс тропосферы достигает 8-16 км, а в целом мощность географической оболочки определяется, согласно некоторым оценкам, в 30-35 км, то вертикальная мощность ландшафтной сферы не превышает всего 200 м. Таково, например, представление о соотношении географической оболочки и ландшафтной сферы в работах Ф.Н. Милькова.

Все это говорит о том, что, во-первых, нельзя отождествлять географическую оболочку и ландшафтную сферу. Это разные по сущности и содержанию реальности. Во-вторых, ландшафтная сфера лишь частично (например, скульптурные формы рельефа) входит в географическую оболочку, сильно уступая ей по вертикальной мощности. В-третьих, если географическая оболочка является объектом физической географии, то ландшафтная сфера - объектом ландшафтоведения как особой географической науки. Но ландшафтоведение нельзя отождествлять с частными физико-географическими науками, так как ее объект имеет совсем другую сущность.
Между природными ландшафтами существует определенная связь. Посредством биологических и географических компонентов они обмениваются веществом и энергией, специфическим образом воздействуют друг на друга. А так как корреляционные связи слабее взаимодействия (частный случай корреляции), то системность ландшафтной сферы намного слабее системности географической оболочки.
Культурная (социоприродная) сфера Земли как совокупность корреляционных систем, изучаемых социально-экономической географией. Подобно ланд- шафтоведению, которое изучает ландшафтную сферу, состоящую из таких корреляционных систем, как ландшафты, социально-экономическая география изучает мир как совокупность особых корреляционных систем. В таких системах социально-экономические процессы и явления адаптируются или коррелируют с их физико-географическими компонентами. Более того, эти территориальные социально-экономические системы определенным образом воздействуют друг на друга и тем самым образуют особую оболочку планеты. Современная социально-экономическая география не только рассматривает ее как целостную систему, но изучает законы ее внутренней дифференциации, совместное функционирование и влияние друг на друга слагающих ее систем. В социально-экономической науке принято выделять определенную субординацию территориальных общностей по уровням: крупные регионы, отдельные страны, социально- экономические районы и т.д. «Такое деление должно отвечать определенному правилу: наиболее общие и существенные особенности данной территориальной единицы должны отличать ее от других единиц того же уровня, но обязательно проявляться во всех входящих в нее территориальных единицах следующего, более низкого уровня»1. Самым трудным вопросом здесь также является представление о географическом критерии выделения этих систем. Так, при выделении макросистем общепринятый географический критерий - деление мира на континенты - вызывает целый ряд вопросов и в решении некоторых проблем неприемлем.
Трудность определения географического критерия связана с тем, что по мере развития цивилизации значение многих географических факторов заметно снижается или даже сводится к нулю. Но если это верно по отношению к развитию техники транспорта и связи, то в области духовно-культурной жизни влияние географического фактора остается весо-
" Социально-экономическая история зарубежного мира. М., 2001. С. 13.

ммм. Наиболее наглядно это проявляется в различии языков, религий, образа жизни, живописи, поэзии, музыки, танца и т.п. Вся история материальной и духовной культуры народов всегда была тесно связана с мриродно-географически ми условиями жизни. Любой этнос представляет собой элемент корреляционной системы, в которой его материальная и духовная культура адаптируется к природным условиям. Важнейшими факторами, воздействующими на него, являются прежде всего факторы физико-географические.
Вот почему в определение понятия культуры должны входить не только человек и результаты его культурной деятельности, но и те природные факторы, с которыми коррелируются социальные явления. Вот почему социосфера как оболочка, состоящая из таких диалектических систем, как отдельные страны, сама, в свою очередь, входит в состав более широкой по объему оболочки, состоящей из корреляционных систем типа общество и его географическая среда (здесь социологическое понятие, обозначающее исторически меняющуюся совокупность природных условий существования общества). В социально-экономической географии нас интересует не вся природа, воздействующая на общество, а только роль географических факторов. Вот почему некоторые авторы отмечают: «Определение макрорегиона можно свести к следующей формулировке: макрорегион мира - исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях». Оболочка планеты, состоящая из подобных макро- и микросистем, в которых социально-экономические компоненты адаптируются к физико-географическим условиям, является объектом исследования социально-экономической географии.
Таким образом, основным критерием выделения материальных географических систем различного типа или критерием географичности исследования выступает их тесная связь с такими физико-географическими факторами, как климат, сток и рельеф.
На основе системного анализа объектов географических дисциплин можно сделать вывод о том, что география изучает не только собственно географическую реальность (климат, сток и рельеф), но и такие системы, которые представляют собой результат воздействия этой физико- географической реальности на объекты других наук.

Понять место географии среди наук и ее внутреннюю структуру без глубокого и всестороннего изучения самой географической реальности и ее связи с реальностями, которые изучаются другими науками, нельзя. Распространенным недостатком в изучении современной географии, на наш взгляд, является то, что ученые, изучающие отдельные раз- делы географии - физической или социально-экономической - стремятся абсолютизировать свой объект (и предмет исследования), представить его как эталон истинно географического исследования. Упоминание абсолютизации не является оговоркой, ибо объекты обеих географий имеют дело с «географичностью», но только в разной степени. Однако это не мешает им понимать географию как единую науку, составными частями которой выступает физическая и социально-экономическая географии.
Все трудности начинаются сразу же с выяснения «географичности». Однако это собственный недуг географии, и она с ним справится. Больший вред наносят географии абстрактные теоретизирования и философствования о единстве географии, оторванные от фактического содержания самой географии.
Итак, место географии в генетической классификации наук, построенной по формам движения материи, определяется положением географической формы движения материи среди других форм движения, так как именно с ней связано появление географической реальности на Земле. При этом между науками постепенно складываются такие же отношения, как и между формами движения. Например, генетическая и структурная связь между высшими и низшими формами движения также отражается в содержании наук об этих формах движения. В ряду форм движения: группа физических - химическая - геологическая - географическая последняя является высшим этапом неорганического развития планеты, как бы тупиковой ветвью в эволюции форм движения неживой природы. Но значение географической формы движения материи в развитии планеты трудно переоценить. Только наличие географических условий приводит к возникновению жизни, особенно ее развитых форм, и появлению разумной цивилизации. Геологическая и географическая формы движения материи - необходимое условие для возникновения на планете биологической и социальной форм движения. Только в этих условиях другая ветвь форм движения, идущая от группы физических через химическую форму движения, продолжает развитие планеты к биологической, а затем и к социальной форме движения.
Таким образом, если учесть, что с каждой формой движения материи связана особая материальная реальность, а данные современной науки только подтверждают значимость географических условий в развитии планеты, то можно сделать вывод о том, что география относится к числу основных наук. Но строение географии, обусловленное особым положением ее главного объекта как высшего этапа развития неорганической природы, достаточно сложное. Так, со стороны сущности самой географической формы движения материи (единство климатического, гидрологического и геоморфологического процессов), которая выступает способом существования географической реальности, география является естественной наукой.

Ьолее того, соотношение географической реальности с объектами биосферы рождает природные ландшафты, и ландшафтоведение также относится к естественным географическим наукам, за исключение того ландшафтове- депия, которое изучает культурные ландшафты и относится к общественным наукам. Все разделы социально-экономической географии, изучающие территориальные системы, в которых системообразующими компонентами являются географические факторы (климат, стоки рельеф), относятся к числу общественных географических наук. Заметим, что ни ландшафтоведение, ни социально-экономическая география своим предметом не имеют собственно биологических или социальных законов соответственно. Они изучают законы объектов, состоящих из элементов географической и биологической реальности - ландшафтоведение, и географической и социальной реальности - социально-экономическая география. У географии, как у бабочки, два крыла: географическое естественно-научное (ландшафтоведение) и географическое общественное (социально-экономическая география). В обоих случаях системообразующими являются физико-географические условия. Тело такой бабочки образует физическая география, которая имеет свой объект - географическую реальность (географическая форма движения материи). Физическая география подразделяется на частные физико-географические дисциплины, которые изучают основные компоненты географической реальности: объекты гидросферы, тропосферы и скульптурные формы рельефа. Таким образом, целостность географии обусловлена самой географической реальностью. Любое географическое исследование, любая географическая наука обязательно связаны с климатом, стоком и рельефом.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО.»

Подготовила: Султанова Эльза Анваровна


Школьная география – предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения географии отличаются особой широтой. В более общем виде цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Вклад школьной географии в формирование личности учащегося определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. Для приведения в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны необходимо значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.

В настоящее время география относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта 2004 года определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля. География – учебный предмет, дающий возможность развивать целеполагание, планирование, рефлексию и самооценку во время урока.

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК. Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования). При организации учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК необходимо внедрять УМК нового поколения, особенностями которых являются:


  • переориентация с передачи знаний на формирование ключевых компетенций;

  • формирование компетентностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении;

  • усиление блока прикладных знаний.


Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает. Каждый авторский коллектив учебных курсов географии предлагает программу, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные). На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки.

Особое внимание по-прежнему необходимо уделить времени, отведённому для изучения географии в 6 классе. Несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов, на изучение начального курса географии по-прежнему предполагается отводить 70 часов. Дополнительные часы перенесены в региональный компонент: в 6 классе 1 час учебного времени в неделю отводится для преподавания краеведческого модуля. На современном этапе развития школы меняется отношение к краеведению. Оно становится одним из путей реализации регионального компонента. Выделяя отдельно проблему создания и осмысления учениками целостности определённой территории, следует указать на два пути изучения краеведения в школьной практике. Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых понятий и представлений географии.

В базисный учебный план стандартов нового поколения включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. И, конечно же, пока в среднем и старшем звене школы этого нет, тем не менее, одним из направлений является подготовка к олимпиадам. Организация внеклассной работы способствует расширению навыков практической деятельности учащихся. Она связывает теоретические основы знаний с их практическим применением, а также предполагает большое количество форм деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из педагогических условий для успешной подготовки к олимпиаде является сочетание урочной и внеклассной работы. Все олимпиадные задания строятся на основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму. Содержание олимпиадных заданий определено «Примерной программой основного общего образования по географии» в соответствии с разделами:


  • Источники географической информации

  • Природа Земли и человек

  • Материки, океаны, народы и страны

  • География России

  • Природопользование и геоэкология.

  • Природа и человек в современном мире

  • Население мира

  • География мирового хозяйства

  • Регионы и страны мира

  • Россия в современном мире

  • Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.


При подготовке победителей районно-городского этапа предметной олимпиады к участию в областной олимпиаде можно использовать задания областных олимпиад последних 5 лет. При подготовке следует сделать упор на практическую составляющую их. В частности на построение геолого-геоморфологического поперечного профиля; на работу с квадратно-километровой сеткой топографической карты; определение азимутов по карте и умение рассчитать протяженность различных маршрутов. Кроме перечисленных заданий, возможно включение в структуру практических туров и других заданий, в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой поисковых и исследовательских проектов (например, бизнес-планов, программ территориального развития, историко-краеведческих и т.д.). Задания этого типа, как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим экономическую географию.

При подготовке по теоретической части следует сделать упор на географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2010-2011 годах; узнавать и описывать по контуру или изображению конкретные участки земной поверхности; по координатам определять особенные (специфические) точки земли. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния, их специфические проявления на конкретных территориях. По описанию уметь определять ту или иную территорию (страну или район страны). Четко знать и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму. Особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана. Понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений. Уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики. Напоминаем, что, готовя участников олимпиады областного тура, следует использовать материалы, опубликованные в журнале "География в школе" за последние 5 лет, в газете "География" (приложение к газете "Первое сентября"), журнале "География и Экология в школе ХХI", а также в новом научно-популярном журнале для школьников «География для школьников», который начал издаваться с 2008 года.

Привычной формой итоговой аттестации стал ЕГЭ. Учитывая небольшой количественный состав участников ЕГЭ по географии (менее 5% выпускников), сложно определить уровень и особенности подготовки по географии всех выпускников общеобразовательных учреждений области. Однако на основе анализа этих результатов можно составить представление об особенностях усвоения материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют выявить некоторые сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по совершенствованию процесса обучения. Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков и текстов) и формированию умений самостоятельно их использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений. Обучению учащихся этим важным видам деятельности необходимо систематически уделять внимание в учебном процессе, опираясь на анализ результатов ЕГЭ по географии в 2009-10 годах. Акцентирование внимания учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть действенным средством профилактики формирования искаженных географических знаний.

Включение заданий ЕГЭ, проверяющих сформированность этих умений, как в тематические, так и итоговые проверочные работы, использование их в текущем контроле позволит, с одной стороны, учителю получать объективную картину состояния сформированности умений, а с другой – будет стимулировать учащихся акцентировать внимание не только на тексте учебника, но и иллюстративном материале, статистических приложениях. При организации контроля усвоения основных понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение применить их. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в окружающей действительности задач является одной из важных предметных компетенций. Чрезмерное увлечение тестовыми заданиями с выбором ответа при проверке знаний неизбежно приводит к тому, что учащиеся просто лишаются возможности самостоятельно формулировать развернутые ответы. Обучать учащихся этому необходимо уже с курса географии 6 класса.

К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к ЕГЭ. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru ).

2010-2011 учебный год проходит в условиях обсуждения, а в перспективе и принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), который должен будет обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности , цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.

Одно из главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать выделение предметных, надпредметных (метапредметных) и личностных требования к результатам обучения. Среди результатов освоения этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.

^ Основные требования к подготовке учащихся (предметные умения)


  • Объяснять значение основных понятий темы,

  • приводить примеры влияния различных природных и социально-экономических факторов на численность, воспроизводство, расселение и размещение населения;

  • приводить аргументированные доказательства влияния этнического или религиозного состава населения на особенности социально-экономической жизни страны;

  • сравнивать разные страны по уровню и качеству жизни населения;

  • использовать данные тематических карт как источник аргументов в пользу того или иного суждения;

  • давать характеристики на основании картографических данных;

  • читать и анализировать содержание тематических карт.


Метапредметные умения:


  • Поиск и отбор необходимых источников информации

  • Владение навыками анализа и синтеза информации. Классификация информации по заданным признакам

  • Выделение главных существенных признаков, определение критериев для анализа и сравнения

  • Сравнение объектов, фактов, явлений по заданным критериям

  • Выявление причинно-следственных связей между географическими объектами, явлениями, событиями, фактами

  • Представление информации в разных видах

  • Совершенствование аналитических умений работать со статистикой, картосхемами, картодиаграммами, тематическими картами

  • Работа с текстом учебника, представление текстов в разных видах – выводов, тезисов, резюме

  • Изучение отличительных особенностей разных типов глобальных проблем на основе работы с различными источниками информации

  • Выявление взаимосвязей между различными глобальными проблемами

  • Изучение картографических и статистических данных для выяснения географии экологических проблем

  • Работа с материалами периодической печати (отбор и анализ)

  • Высказывание собственных аргументированных суждений по актуальным вопросам изучаемого учебного материала

  • Уметь работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы

  • Совершенствовать коммуникационные умения, т.е. умения переводить картографическую, статистическую, графическую информацию в текстовую и наоборот

  • Показывать по карте и объяснять географию явлений и процессов, выявлять причинно-следственные связи на основе сопоставления карт, делать аналитические выводы.

Актуальные проблемы преподавания географии в школе

В нынешнее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе.

Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей и была описательной. Постепенно человечество накапливало и систематизировало знания о Земле, благодаря чему мы начинаем понимать механизмы работы природной и природно-антропогенной системы.

Сейчас география - это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованием, нахождением географических законов и прогнозированием.

География основана на современных спутниковых, геоинформационных системах, системах зондировании Земли, методах анализа в природной и социальной сферах.

Ценность школьной географии заключается в том, что география – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей.

География единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, целью преподавание географии базируется на двух главных положениях.

Во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;

во-вторых, - исходит из того, что школьная география представляет собой не только определённую совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.

К сожалению, по нашему мнению, школьная география, как и все образование в нашей стране, переживала не только периоды подъёма, но и спады, и сейчас география как школьный предмет оттеснён на обочину среднего образования.

А ведь незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам.

Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - это свидетельство незнания и несоблюдения законов природы.

Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии. Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание», например, «Политическая карта», или вообще упразднены, например, страноведческий курс в 10 – 11 классах.

Сокращение часов на школьную географию, угрозы ликвидировать сам предмет или заменить на другие предметы (экономическую географию на экономику, а физическую географию в очень урезанном виде «объединить» с химией, физикой, биологией, естествознанием) - все это создает нервозную обстановку среди родителей и приводит к тому, что география изучается по остаточному принципу.

В стандарте второго поколения меняется подход к изучению предметов. Главной целью образования названо развитие личности учащихся с учётом их интересов и возможностей. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности. ФГОС не определяет количество учебных часов по предметам. Только в документах сопровождения стандарта имеются примерные учебные планы, носящие рекомендательный характер. Именно на них, как правило, ориентируются авторы УМК и создатели рабочих программ. Согласно примерным учебным планам количество выделяемых на изучение географии часов увеличено за счёт одного часа в неделю в пятом классе. То есть начальный курс географии, разделён два одночасовых курса в 5 и 6 классах . При этом такую сложную тему как например «масштаб» дети будут изучать в 5 классе, а дроби по математике изучаются в 6 классе, на год позже. Нет соответствия в межпредметных связях.

Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно-методическом комплексе.

В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.

В российских школьных, по нашему мнению, УМК по географии очень скудная практическая часть. Система практических работ была всегда, однако темы практических работ не всегда соотносится с сезонами года.

Таким образом , реальная практическая составляющая сведена к нулю и не соотносится с региональными особенностями территории. Кроме того часть практических работ требует оборудования. Большая часть учебных кабинетов по географии недостаточно укомплектована современными средствами обучения. Недостаточно приборов для проведения практических работ, в том числе в полевых условиях.

Заслуживает внимания вопрос повышение методического уровня учителей географии. За последние два десятилетия школу покинуло значительная часть учителей-ветеранов, но на их место, к сожалению, не пришли лучшие выпускники педагогических вузов. Наряду с этим происходило также активное сворачивание системы институтов повышения квалификации. Учителя обычно направляются на курсы один раз в пять лет, прослушивая курс в 105 часов. В связи с тем, что происходят активные изменения в экономической, физической географии, системе образования и в жизни в целом - этого мало. Необходима более качественная корректировка знаний, а не формальное повышение квалификации.

Проблемное положение школьной географии заставляет объединиться учителей и общественность, которые как ни кто другой видят прорехи в современном образовании.

Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе не менее 2 часов в неделю во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); географию должна быть самостоятельным, предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире». Так же государство должно взять образование под свою опеку, а не отдавать его на откуп рынку, позаботиться о социальном и материальном статусе российского учителя. Перед школой не стоит задача готовить специалистов – математика, физика, биолога, географа.

Литератора

1. Лобжанидзе А.А «География. Планета Земля 5-6 класс» академический школьный учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам «География 6-9 классы» Москва «Просвещение» 2010.

3. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» Пол ред. Козлова В.В., Кондаковой А.М., Москва «Просвещение» 2009.

География - наиболее древняя отрасль знаний. Ее корни уходят в глубь веков намного дальше, чем, например, физики, химии, биологии и других наук.

География сегодня - это понимание взаимосвязей природных и общественных процессов и явлений, более того, умение их предсказывать. При современных географических исследованиях на давно известных территориях ученые делают множество новых, иногда поразительных открытий. Но это не обнаружение новых объектов, а открытие географических закономерностей в природе и в обществе.

Географические науки всегда имели практическое назначение. В прошлом они снабжали общество преимущественно справочной информацией. Теперь практическая роль географии определяется прежде всего ее участием в решении проблем взаимодействия природы и общества. Обострение этих проблем лишний раз доказывает, что географические исследования должны иметь предваряющий характер. Предшествование всесторонних географических исследований разработке и утверждению любых проектов особенно важно тогда, когда вмешательство человека в природу может иметь планетарные последствия.

Экологическую проблему нельзя решить без участия ученых всего комплекса географических наук. А поскольку эта проблема тесно связана с другими глобальными проблемами человечества, то география поднимается на качественно новый уровень. На первое место выходит конструктивная география, задача которой не только анализировать последствия вмешательства в природу, но и прогнозировать их.

Вся трудность географических исследований состоит в том, что в поле зрения географов попадают не только сложные природные явления и процессы, но и не менее сложные закономерности развития хозяйства. Односторонний подход к их решению, игнорирование тесных взаимосвязей и стали причиной появления главной проблемы современности, получившей название «взаимодействие природы и общества».

Осознание человеком сложности этой проблемы привело к появлению такого метода исследования, как мониторинг. Мониторинг (от латинского «тот, кто напоминает, предупреждает») - сложная информационная система, основная задача которой состоит в наблюдении и оценке состояния природной среды, испытывающей антропогенное влияние. В настоящее время наиболее развитая часть мониторинга - наблюдение за загрязнением воды и воздуха. Конечная цель мониторинга - разработка мероприятий рационального (от латинского «разумный») использования природных ресурсов, сохранение природного равновесия.

Эффективность мониторинга может быть обеспечена только во время проведения исследований на трех уровнях: локальном (местном), региональном (материки, океаны и их отдельные части) и глобальном (географическая оболочка).

В процессе мониторинга применяются различные научные и технические методы и средства исследований. Сохраняют свое значение и традиционные методы сбора информации - стационарные и дрейфующие научные станции. Особенно важны наблюдения в биосферных заповедниках, где отслеживается влияние человека на «эталоны» природных комплексов. Однако в последнее время все большее значение приобретают методы космического землеведения. (Вспомните, что это такое.) Они основываются на дистанционном всестороннем изучении географической оболочки с космических аппаратов.

Большой объем информации, который при этом получают, дает возможность не просто регистрировать, но и прогнозировать определенные изменения, которые возникают в природе при хозяйственной деятельности. Географические прогнозы бывают метеорологические (например, прогнозы погоды), гидрологические - предупреждение половодий, селей и т. д.

Но наиболее эффективны комплексные прогнозы, то есть такие, которые предусматривают будущие изменения в природном комплексе. Пренебрежение именно таким прогнозом, например, привело к известным экологическим катастрофам Аральского моря, Кара-Богаз-Гола в Центральной Азии, зоны Сахеля в Африке и многих других.

Мониторинг природной среды требует совместных усилий всех стран мира. Ни одна из них не может в этой ситуации вести себя по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю». Все, что происходит в географической оболочке, рано или поздно коснется каждого из нас.

Человечество, наконец, осознало это и начало создавать глобальную систему защиты географической оболочки на основе широкого международного сотрудничества.

Практическая роль географии определяется ее участием в решении проблем взаимодействия природы и общества.

Оценка состояния географической оболочки осуществляется с помощью мониторинга.

Конструктивная роль географии проявляется в географическом прогнозе.

Глобальность проблемы взаимодействия общества и природы обусловливает широкое международное сотрудничество.