Ленинградское нахимовское училище. Нахимовское военно-морское училище

50 лет тому назад, в годы Великой Отечественной войны, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота. Первоначально в училища, как правило, брали "детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны". В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Им была установлена военно-морская форма одежды.

Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, отобраны первые воспитанники.

Нахимовские военно-морские училища (среднее учебное заведение закрытого типа), - были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ) от 21 августа 1943 года и были призваны для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование "Нахимовские" эти училища получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 г. г. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С.Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. "Из трех способов, - говорил он, - действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последнее есть вернейший".

Училища Создавались с 1943 в Ленинграде, Риге, Тбилиси.

Тбилиси:

Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики - сыновья полков и юнги, имевшие правительственные боевые награды. Назову юных героев всех училищ. Это участник героической обороны Севастополя Боря Кулешин и партизан Вася Чертенко, на детской груди которых сияли орден "Красной Звезды" и медали, у Васи Осадчего сверкали три боевых медали, Боря Кривцов был награжден медалью "Нахимова", Костя Гавришин медалью "Ушакова", Петя Паровов орденами "Красной Звезды", "Славы 3-й степени" и медалью "За отвагу", юнга с торпедного катера Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом "Красной Звезды". Им было в ту пору двенадцать - пятнадцать лет.

Распорядок жизни, быт, процесс обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был казарменным: подъем, зарядка, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовка, свободное время, вечерняя прогулка, отбой. Быт был украшен концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.

Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике; трудовые навыки получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.

В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нас морские качества, прививать любовь к романтике службы на флоте и давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание обращалось на строевую подготовку, так достигалась подтянутость, выправка, чувство локтя товарища и другие нужные для жизни каждого из нас навыки. Особую роль, безусловно, сыграла учебная практика, включающая в себя военно-морскую, общевойсковую и общефизическую подготовку.

В 1949 году была проведена Спартакиада суворовских и нахимовских училищ. На этом спортивном празднике Тбилисское нахимовское училище среди всех участников заняло 16 место, а среди нахимовских - первое.

Практические навыки, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого.

Одним из волнующих воспоминаний первых тбилисских воспитанников стало вручение училищу 1 апреля 1945 года начальником ВМУЗов легендарным генерал-майором А.Татариновым Знамени, под которым проходил потом большой, полный романтики путь всех поколений училища. Под этим Знаменем 1 мая 1951 года Тбилисское нахимовское училище впервые прошло на параде по Красной площади - главной площади страны. Первым знаменосцем стал один из первых нахимовцев, будущий акванавт нашего флота Юра Филипьев (Герой Советского Союза – позднее). В последующем нахимовцев стали традиционно приглашать в Москву на парады.

Затем было создано Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г.) и Рижское Нахимовское военно-морское училище (Приказ Народного комиссара Военно-морского Флота от 21 июля 1945 г.).


Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1-ого ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачное размещение училища.

Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее - три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей - первой, куда входили семиклассники, до младшей - пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая - номер роты, вторая - номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: "воспитанник 13-го класса" означало, что он учился в 7-в классе, а "воспитанник 51-го класса" - соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, "по ротам" ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной...

Воспитанник - первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание "вице-старшина". У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной власти они не имели, а исполняли скорее роль звеньевых и старост класса в обычных школах. Надо сказать, что поскольку нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была той, что в армии, не совсем походила на армейскую.

Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде действовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались кучками - боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему - сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже - взводы и роты. Были и свои авторитеты - те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И в конце концов образовалось своего рода "тотемное" самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя "питонами". Впервые сочетание слов "воспитанники - воспитоны - питоны" зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание "питон" - очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель "системе" (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название - "Питония". Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия.

К 12 октября 1944 г. было набрано более половины контингента. Начальник училища рассчитывал, что занятия начнутся 30 октября. Но ремонт еще не был закончен, и с занятиями пришлось задержаться.

В докладе начальнику ВМУЗ вице-адмиралу Г.А. Степанову начальник училища об этих днях писал так: "...ремонт здания затянулся, четыре роты в лагере, только 1-я в училище... В училище было чрезвычайно холодно (отопление еще не действовало), часть окон не остеклена, всюду сквозняки, уборные и кухня не работали, электроосвещение не в порядке, всюду строительный мусор и развал".

Приближался праздник - 27-я годовщина Октябрьской революции. К этому дню решено было приурочить начало учебного года. Хотя обстоятельства не слишком располагали к торжественности, праздничную обстановку все же создали. 7 ноября вошло в историю училища как день первого звонка. И только позже стали прибывать остальные роты: 2-я рота - 12 ноября, в декабре - 5-я и 4-я роты, а последней прибыла 3-я - 20 декабря. Начался период аврального наведения порядка.

В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и другие, пришли в училище прямо с фронта, имели награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище.

В этот сложное время становления училища главная роль принадлежала его начальнику. Николаю Георгиевичу Изачику было тогда сорок три года. Воспитанники называли его "папа". Если его богатую биографию излагать коротко, то надо сказать, что учился он в Новгородской гимназии; оказался прирожденным агитатором, это и определило его дальнейшую судьбу. Вступив в 1919 г. в бригаду особого назначения, он прошел путь от политрука стрелковой дивизии Южного фронта и (после призыва в 1922 г. на флот) дошел до начальника политотдела бригады крейсеров. Закончив в 1934 году двухгодичный особый курс Военно-морской академии, перешел на штабную работу. В 1942 г. назначен начальником учебного отдела Управления военно-морских учебных заведений ВМС. В январе 1944-го награжден орденом Красной Звезды.

Сам человек широкой культуры, Николай Георгиевич был сторонником того, чтобы приобщать к ней и своих подопечных. Любопытно, что один из первых его приказов по Нахимовскому училищу, изданный, когда еще только начинали прибывать первые кандидаты, гласил: "С 11 сего сентября ввести систему предварительных заказов театральных билетов личному составу училища с последующей их закупкой в количестве, не превышающем количества заявок, для чего заблаговременно доставать и опубликовывать в училище театральный репертуар на предстоящий период времени".

Однако начинать воспитание нахимовцев приходилось с другого - с устройства быта. Это было насущнейшей задачей дня.

Николай Георгиевич жил в самом здании училища, в квартире, которая изначально предназначалась для учительского персонала. Он вникал во все даже, на первый взгляд, мало значительные вопросы жизни воспитанников. Вот слова одного из его первых приказов, касающихся быта: "...туалет воспитанников по утрам совершается плохо, и в течение дня они ходят с грязными руками, лицом и шеей... все это ведет к развитию кожных и других заболеваний у воспитанников, к срывам занятий и не дает им правильного культурно-бытового воспитания. Даже сейчас, в условиях затруднительного размещения училища, эти вопросы могут быть вполне разрешены, и для этого требуется только должное, любовное отношение ко всему всех лиц, коим поручена работа с воспитанниками, и наоборот отсутствие должного внимания к своим обязанностям может привести к новым отрицательным явлениям".

Таких приказов Николай Георгиевич писал до пяти в день (а работал без выходных). "Разгромные" на первый взгляд, они пронизаны искренней заботой о ребятах и прямо-таки нежным к ним отношением. В то же время он бывал "крут" с воспитателями. Свои обращения к ним он непременно заканчивал напоминанием о том, что их воспитанники - будущие офицеры флота.

Крутые меры, увы, были необходимы - их диктовали тяжелые бытовые условия. Все учебные и спальные помещения располагались на тот момент в нынешнем главном здании. Не хватало места для нахимовцев, а в здании еще работали и жили строители; были перебои с подачей воды в верхние этажи, где находились спальные помещения; так и не налажено было отопление во флигеле, где расположен актовый зал, а под залом размещался лазарет, - значит, тепла не было и там. В классах нахимовцы сидели в шинелях. Но все эти трудности не исключали необходимости соблюдения установленного на флоте порядка.

В 1948 г. состоялся первый выпуск. С тех пор ежегодно проходят торжественные выпуски на борту крейсера "Аврора". Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела.

В 1949 г. в Нахимовском произошла смена: капитан 1-го ранга Грищенко назначается начальником училища вместо Н.Г. Изачика. Сам Изачик в это время находился в Москве, готовил своих питомцев к очередному параду. 5 мая он возвращается с ними в Ленинград, 14 мая ему присваивается звание контр-адмирала, а 27 мая он подписывает последний по училищу приказ...

Капитан 1-го ранга Г.Е. Грищенко. Образование: морской техникум, затем математический факультет Московского университета. Свободно читает и говорит по-испански. В 1925-м - сигнальщик на крейсере "Коминтерн", вскоре становится классным шифровальщиком. В 1936-м награжден орденом Красной Звезды за Испанию. "...Энергичный, хорошо подготовленный офицер, - говорится о нем в одной из книг. - С большим боевым опытом, в Испании участвовал в качестве добровольца..." А контр-адмирала Н.Г. Изачика ждала должность заместителя начальника по учебной и научной работе Управления военно-морских учебных заведений ВМС. Через два года его снова переведут в Ленинград, а в 1954 г., в возрасте всего пятидесяти трех лет, будет уволен в запас по болезни, "с правом ношения формы с особыми отличительными знаками на погонах". После службы Изачик вел активную жизнь, был председателем совета ветеранов Кировского района и делегатом XXVII съезда КПСС, часто встречался с нахимовцами, рассказывал о своей работе, о службе моряка. Ровесник века (родился в 1901 г.), Николай Георгиевич прожил почти до ста лет, пережив многих своих воспитанников. Он умер в ноябре 1997 г.

Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет - их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются первые выпускники.

Здесь помнят и первых преподавателей военного времени и педагогов сегодняшнего дня. Начинали учить нахимовцев такие педагоги, как Аквилонов С.А., Мишин Н.И., Эльянов С.А., Широков В.В., Базилевская К.В. Позднее им на смену пришли преподаватели Пупков Е.Г., Панина Н.В., Шитова Е.А., Смирнов В.М. Все они носили почетное звание "Заслуженный учитель РСФСР". В настоящее время обучают современных нахимовцев заслуженные учителя школы России Ю. Чистяков, В. Попов, В. Диже, А. Клочкова. Многие учителя имеют высшую квалификационную категорию, большой опыт преподавательской работы. Они старательно изыскивают необходимые формы и методы работы в.современных условиях. Под их руководством нахимовцы не только полностью овладевают учебной программой, но и успешно участвуют в районных и городских олимпиадах и конкурсах.




Нахимовцы - будущие морские офицеры. Что является главным качеством офицера флота? Тут во все времена было одно мнение.

Как-то командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Н. Амелько вспомнил эпизод первых дней войны, когда Балтийский флот, после того, как уже были захвачены морские порты Рига и Лиепая, вынужденно совершал свой беспримерный переход из Таллина в Кронштадт. Корабли тогда находились под постоянным обстрелом немцев. На учебном корабле "Ленинградсовет", которым тогда и командовал Амелько, находилась группа практикантов - курсантов училища им. М.В. Фрунзе и их руководитель Л.А. Поленов. В одну из трудных минут, когда казалось, что корабль не выдержит атаки противника, молодой командир задал вопрос не сходившему с мостика бывшему командиру крейсера "Аврора" Поленову: "А что в таких случаях необходимо сделать командиру в первую очередь?" Потомственный дворянин ответил: "Офицерам следует надеть чистое белье и лучшее обмундирование и беспрекословно выполнить свой долг". Нахимовцы, у которых после войны капитан 1-го ранга Поленов был преподавателем, вспоминали эти его слова как последнее наставление.

Теперь стали говорить о том, о чем раньше не принято было или даже скрывалось, - о героизме нахимовцев.

Из простых и честных поступков ребят, из их высоких моральных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, готовность пожертвовать собой. 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2-А роты Станислав Денисов, вдруг загорелся дом. Денисов геройски проявил себя на пожаре, в училище пришло благодарственное письмо. 21 июля 1960 г. во время пожара на корабле, "при исполнении служебных обязанностей", погиб нахимовец выпускного класса Владимир Павлов. 13 августа 1966 г. Костя Несмиян погиб при задержании преступника. В сентябре 1992 г. за честь флота вступился Дмитрий Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Через полгода адмирал И. В. Касатонов вручил ему орден "За личное мужество".

На счету нахимовцев есть награды и посолиднее. Звания Героя России удостоены трое воспитанников Ленинградского Нахимовского: Александр Берзин, за которым прочно укрепилось звание "подводник от Бога"; Всеволод Хмыров, награжденный за испытание новой техники; Тимур Апакидзе, который "мог летать на всем, что могло летать". Лишь изредка в восторженных описаниях их жизненного пути можно встретить хотя бы короткое: "Окончил Нахимовское училище", а ведь именно здесь они делали свой первый шаг к подвигу.

Никто не знает, сколько выпускников Нахимовского училища погибло и сколько осталось в живых в безмолвной войне за достижение паритета на море. Но они были везде. Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Б.А. Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом Красной Звезды). Были нахимовцы и на полигонах, где взрывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.

На первой советской атомной подводной лодке "К-3", которая в июне 1962-го достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов (выпускник Ленинградского Нахимовского училища 1952 г., награжден орденом Ленина). Восьмым командиром этой лодки (уже носившей имя "Ленинский комсомол") в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, нахимовец выпуска 1970 года, будущий вице-адмирал. Со времени появления первых атомных лодок, возможно, на той же "К-3", начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969-м он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров. Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. командир атомной подводной лодки К-108 Борис Багдасарьян (которого капитан 1-го ранга Изачик чуть было не выгнал из училища) на боевой службе столкнулся с подводной лодкой США, которая упорно следила за нашей. Корпус советской подводной лодки оказался прочнее американской, у Бориса дома в качестве "сувенира" хранится кусок обшивки "американца". А командиром лодки К-219 во время аварии 1986 г., случившейся у самых берегов Америки, был также нахимовец (выпуск 1968 г.) Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте. Лодка затонула в районе Бермудских островов, но благодаря мужеству и самопожертвованию экипажа была предотвращена экологическая катастрофа. Вместе с благодарностью американского народа Британов получил извинения от командования Военно-морских сил США.

Во время аварии на атомной лодке "Комсомолец" 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов, проявили мужество Андрей Махота, командир группы БЧ-3 лейтенант Константин Федотко (выпуск 1982 г.). Во время аварии 7.04.1989 г. он был на борту и остался жив, награжден орденом "Красного Знамени". Все они - бывшие нахимовцы.

В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник Нахимовского училища 1951 г.

На подводной лодке "Курск", гибель которой потрясла весь мир, нахимовцев было шестеро. К сожалению, есть в истории училища и такие вехи...

С 1955 действует одно нахимовское училище в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Оно комплектовалось юношами 14-17 лет, имеющими неполное среднее образование. Срок обучения составлял 3 года.

Училище располагает прекрасной учебно-материальной базой, педагоги и воспитатели, по традиции, лучшие. Расположено в историческом центре Санкт-Петербурга, у легендарного крейсера "Аврора", где воспитанники не только познают "азы" флотской жизни, но и на всю жизнь проникаются славной историей отечественного флота.

За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все выпускники нахимовских училищ воспитаны в духе верности флоту, преданности Отечеству, готовности к самопожертвованию, верности славным традициям Родины и ее Военно-Морского Флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верны флотскому братству.

Начиная с 1991 г. нахимовцы систематически участвуют в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии, и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1-ого ранга Попкова А.А., капитанов 2-ого ранга Демкина В.Г., Строгова В.И. совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки "За дальний поход", и это окрылило их в учебе и дальнейшей службе.

Училище многие годы представляет Военно-Морской Флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка их прохождения командованием - "отлично". В 1996 г. за образцовое прохождение по Красной площади парадный полк училища получил личную благодарность Верховного главнокомандующего - Президента России. Высокая строевая выучка, красивая военная выправка - вот отличительные качества воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Эти же качества они показали и на Главном морском параде в честь 300-летия Флота России в Санкт-Петербурге в июле 1996 г.

И пусть в трудные времена конкурс в Нахимовское падает до двух человек на место, - идут в училище наследники боевой славы флота. Поступил в училище Филипп Аванесов, сын погибшего старшего помощника командира "Комсомольца", пришли другие сыновья погибших героев. В 1996 г. половина нахимовцев была из семей военнослужащих. Идут в училище мальчишки, одержимые мечтой о море, едва еще осознающие понятие "долг перед Родиной".

Выпускники училища служат на передовых рубежах. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова: “У моряка нет трудного или легкого пути. Есть один путь - славный!”




Предмет, цели, основные задачи и виды деятельности училища (из Устава НВМУ)

Предмет деятельности - образовательная деятельность, направленная на достижение целей деятельности. Училище создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере образования.

Основная цель - осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Основные задачи:

  • подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные организации;
  • обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, активное приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям, получение ими среднего общего образования в соответствии с требованиями государственных стандартов;
  • получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных организациях;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
  • формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;
  • развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;
  • формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания общеобразовательных программ.

  • Основные виды деятельности:
  • реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования;
  • реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования;
  • реализация дополнительных общеразвивающих программ;
  • реализация программ углубленного изучения отдельных предметов.

  • Училище осуществляет иную деятельность, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

    Подробная информация о правилах поступления в ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище МО РФ" размещена на официальном сайте НВМУ: http://nvmu.info/about/abitur




    Источник фото: www.nvmu.ru

    Новости по теме «Образование»

    Порядок приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации

    I. Общие положения

    1. Настоящий Порядок регламентирует работу с кандидатами для поступления на учебу в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса*, организацию и проведение конкурсных вступительных испытаний, а также зачисление кандидатов в училища.

    2. В училища могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья, имеющие соответствующий классу поступления уровень образования и возраст (далее именуются - кандидаты).

    3. В качестве кандидатов на поступление в Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации" могут рассматриваться потерявшие родителей (родителя) дочери военнослужащих, а также дочери военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, и в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

    4. Для поступления в училища отбираются кандидаты, изучавшие в общеобразовательных учреждениях один из иностранных языков, преподаваемых в училищах: английский, немецкий или французский.

    5. Прием кандидатов в училища осуществляется на основании результатов конкурсных вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, проверки их психологической готовности к обучению в училище, физической подготовленности , а также оценки документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидатов.

    6. Право внеконкурсного зачисления в училища при условии успешного прохождения конкурсных вступительных испытаний и соответствия другим установленным для поступающих требованиям предоставляется кандидатам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    II. Организация работы с кандидатами и оформление их личных дел

    7. Проведение необходимой информационно-разъяснительной работы, размещение в средствах массовой информации материалов о структуре набора осуществляются ежегодно в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации.

    8. Заявление родителей (законных представителей) кандидата на имя начальника училища о приеме кандидата направляется в училище в срок с 15 апреля до 1 июня.

    9. К заявлению прилагаются следующие документы:

    • личное заявление кандидата на имя начальника училища;
    • заверенная копия свидетельства о рождении с отметкой установленного образца о гражданстве (для лиц старше 14 лет дополнительно к копии свидетельства о рождении - заверенная копия 2, 3, 5 страниц паспорта гражданина Российской Федерации);
    • автобиография;
    • заверенные гербовой печатью общеобразовательного учреждения копия личного дела обучающегося, педагогическая характеристика кандидата, подписанная классным руководителем и директором, психологическая характеристика с обоснованием целесообразности поступления обучающегося в училище, подписанная педагогом-психологом и директором;
    • четыре фотографии размером 3x4 см с местом для оттиска печати в правом нижнем углу;
    • копия медицинского страхового полиса (для всех, кроме граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации);
    • копия медицинской карты кандидата на поступление в училище, заверенная печатью медицинского учреждения;
    • копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги с места проживания (регистрации);
    • справка с места службы (работы) родителей (законных представителей) или другой документ, характеризующий их трудовую деятельность;
    • антропометрические данные кандидата (рост, размер одежды, обхват груди, обхват бедер, размер обуви и головного убора);

    Документы, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении в училище:

    а) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме того, представляются:

    • заверенные копии свидетельства о смерти единственного или обоих родителей;
    • копия решения суда или органов местного самоуправления об установлении опеки (попечительства);
    • заверенная копия удостоверения опекуна (попечителя);
    • рекомендация для поступления от комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания кандидата и органа опеки и попечительства того субъекта Российской Федерации, откуда прибыл кандидат;

    справка или выписка из личного дела военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы или умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, об исключении из списков воинской части, копия свидетельства о смерти;

    справка о прохождении военной службы (о работе в воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации), заверенная гербовой печатью;

    справка о выслуге лет военнослужащего в календарном исчислении (20 лет и более), заверенная гербовой печатью, или заверенная копия удостоверения "Ветеран военной службы";

    выписка из приказа об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность военной службы составляет в календарном исчислении 20 лет и более, заверенная гербовой печатью.

    Дополнительно к перечисленным документам могут прилагаться иные документы, свидетельствующие о достижениях кандидата (копии грамот, дипломов, похвальных листов, свидетельств, сертификатов участника различных зональных, городских, региональных творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований и других документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидата).

    Подлинные документы, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении, медицинская книжка, а также заверенная гербовой печатью общеобразовательного учреждения выписка из табеля успеваемости кандидата с оценками за соответствующий учебный год с обязательным указанием изучаемого иностранного языка предъявляются кандидатом по прибытии непосредственно в приемную комиссию.

    III. Организация работы приемных комиссий

    10. В целях эффективной и качественной организации работы с кандидатами издается приказ Министра обороны Российской Федерации, которым утверждается состав центральной приемной комиссии по отбору и зачислению кандидатов в училища**, назначаются председатели приемных комиссий училищ, определяются задачи центральной приемной комиссии и приемных комиссий училищ, численность набора в училища, а также другие организационные вопросы.

    Начальник училища издает приказ по составу и организации работы приемной комиссии училища.

    Срок полномочий приемных комиссий устанавливается на период до издания приказа Министра обороны Российской Федерации по зачислению кандидатов в училища.

    Продолжение на стр.2

      Нахимовское военно-морское училище - (Петроградская набережная, 2—4), создано в Ленинграде по постановлению СНК СССР от 21 июля 1944. Принимались дети (мальчики) прежде всего воинов Красной Армии, ВМФ, партизан и подпольщиков, рабочих и колхозников, погибших на фронтах Великой… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

      Среднее учебное заведение для подготовки юношей к обучению в высших военно морских училищах. Были созданы Тбилисское (1943), Ленинградское (1944) и Рижское (1945) Нахимовское военно морское училище. С 1956 функционирует только Ленинградское, куда … Морской словарь

      - (Петроградская набережная, 2 4), создано в Ленинграде по постановлению СНК СССР от 21 июля 1944. Принимались дети (мальчики) прежде всего воинов Красной Армии, ВМФ, партизан и подпольщиков, рабочих и колхозников, погибших на фронтах Великой … Санкт-Петербург (энциклопедия)

      Эта статья о Нахимовском военно морском училище в Санкт Петербурге. О всех Нахимовских училищах, существовавших в СССР, см. Нахимовское училище … Википедия

      О Ленинградском Нахимовском военно морском училище см. Нахимовское военно морское училище. О Рижском Нахимовское военно морское училище см. Рижское Нахимовское военно морское училище. Тбилисское Нахимовское военно морское… … Википедия

      Нахимовское училище, открывшееся в СССР в Ленинграде (1944 год) и существующее в настоящее время под именем: Санкт Петербургское Нахимовское военно морское училище. Содержание 1 История 2 Деятельность … Википедия

      Рижское Нахимовское военно морское училище … Википедия

      - … Википедия

      Ср. разг. Название среднего специального учебного заведения, в котором учащиеся проходят первоначальную военно морскую подготовку, готовясь к поступлению в военно морское училище; нахимовское училище. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Готовят командные, политические, инженерно технические и специальные кадры для всех видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. В СССР к В. у. з. относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные факультеты … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Основы военной подготовки (для суворовских, нахимовских и кадетских училищ). 5-6 класс. Учебник , Микрюков Василий Юрьевич. Содержит сведения о воинской славе России и российских воинских традициях, уставах Вооружённых Сил Российской Федерации, строевой и огневой подготовке. Для учащихся 5-6 классов федеральных…
    • Основы военной подготовки (для кадетских, суворовских, нахимовских училищ). 7-9 классы , Микрюков Василий Юрьевич. В учебнике содержатся сведения об истории создания и развития Вооружённых Сил России; о современных Вооружённых Силах Российской Федерации и США; военно-политическом блоке НАТО; военной…

    В годы Великой Отечественной войны, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало важной страницей в истории советской армии и флота. Первоначально в училища, как правило, брали "детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны". В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Им была установлена военно-морская форма одежды.

    По инициативе Адмирала Кузнецова, в условиях жестокой борьбы с фашизмом Наша Страна изыскала возможность и окружила детей, оставшахся без родителей заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, отобраны первые воспитанники.

    Нахимовские военно-морские училища были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были призваны для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование "Нахимовские" эти училища получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 г. г. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С.Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. "Из трех способов, - говорил он, - действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последнее есть вернейший"

    Нахимовские училища для подранков создавались в Тбилиси, Ленинграде и в Риге.

    Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище.

    Тбилиси:

    Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики - сыновья полков и юнги, имевшие правительственные боевые награды. Назову юных героев всех училищ. Это участник героической обороны Севастополя Боря Кулешин и партизан Вася Чертенко, на детской груди которых сияли орден "Красной Звезды" и медали, у Васи Осадчего, папиного друга, сверкали три боевых медали, Боря Кривцов был награжден медалью "Нахимова", Костя Гавришин медалью "Ушакова", Петя Паровов орденами "Красной Звезды", "Славы 3-й степени" и медалью "За отвагу", юнга с торпедного катера Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом "Красной Звезды". Им было в ту пору двенадцать - пятнадцать лет.

    Выпуск Тбилисского Нахимовского Училища 1951

    Распорядок жизни, быт, процесс обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был казарменным: подъем, зарядка, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовка, свободное время, вечерняя прогулка, отбой. Быт был украшен концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.

    Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике; трудовые навыки получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.

    В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у воспитанников морские качества, прививать любовь к романтике службы на флоте и давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание обращалось на строевую подготовку, так достигалась подтянутость, выправка, чувство локтя товарища и другие нужные для жизни каждого из нас навыки. Особую роль, безусловно, сыграла учебная практика, включающая в себя военно-морскую, общевойсковую и общефизическую подготовку.

    В 1949 году была проведена Спартакиада суворовских и нахимовских училищ. На этом спортивном празднике Тбилисское нахимовское училище среди всех участников заняло 16 место, а среди нахимовских - первое.

    Практические навыки, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого.

    Одним из волнующих воспоминаний первых тбилисских воспитанников стало вручение училищу 1 апреля 1945 года начальником ВМУЗов легендарным генерал-майором А.Татариновым Знамени, под которым проходил потом большой, полный романтики путь всех поколений училища. Под этим Знаменем 1 мая 1951 года Тбилисское нахимовское училище впервые прошло на параде по Красной площади - главной площади страны. Первым знаменосцем стал один из первых нахимовцев, будущий акванавт нашего флота Юра Филипьев (Герой Советского Союза - позднее). В последующем нахимовцев стали традиционно приглашать в Москву на парады.


    Тбилисское Нахимовское Военно-Морское Училище. Мой Отец - нижний справа

    Ленинград.

    Затем было создано Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г.) В годы Великой Отечественной войны, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота. Первоначально в училища, как правило, брали "детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны". В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Им была установлена военно-морская форма одежды.

    Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, отобраны первые воспитанники.

    Нахимовские военно-морские училища (среднее учебное заведение закрытого типа), - были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ) от 21 августа 1943 года и были призваны для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование "Нахимовские" эти училища получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 г. г. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С.Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. "Из трех способов, - говорил он, - действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последнее есть вернейший"е (Приказ Народного комиссара Военно-морского Флота от 21 июля 1945 г.).

    Ленинград

    Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1-ого ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачное размещение училища.

    Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее - три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей - первой, куда входили семиклассники, до младшей - пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая - номер роты, вторая - номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: "воспитанник 13-го класса" означало, что он учился в 7-в классе, а "воспитанник 51-го класса" - соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, "по ротам" ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной...

    Воспитанник - первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами


    Нахимовцы - участники войны, награжденные боевыми орденами и медалями
    (слева направо): Г. Михайлов, К. Гавришин, В. Федоров, П. Паровов, А. Старичков, Н. Сенчугов.

    Нахимовец П. Паровов, награжденный орденами Красной Звезды,
    Славы 3-й степени и медалью "За боевые заслуги". 1945 г.



    Нахимовцы в летнем лагере. 1940-е гг.


    Отличники по стрельбе из боевой винтовки: Г. Бакуров, Ю. Орлов, В. Беляев, Э. Ноль, И. Сидоров. 1947 г.


    Воспитанники училища развешивают скворечники, как на мачте Корабля уверенно себя чувствуют. 1959 г.


    Выпускник училища 1948 г. лейтенант Р. А. Зубков среди юных нахимовцев. Фото А. И. Бродского. 1952 г.


    Нахимовцы Ю. Климов и В. Ушаков демонстрируют модель линкора "Адмирал Сенявин" контр-адмиралу В. Е. Егорьеву. Фото И. А. Бродского. 1952 г.



    В кабинете физики. 1965 г.



    Преподаватель Н. А. Груздова проводит занятия по математике. 1961 г.


    Концертный номер "Памятник погибшим морякам-героям". 1964 г.


    Ветеран Великой Отечественной войны мичман П. А. Буденков среди воспитанников училища. 1958 г.

    Группа Зарубежных кадет с нахимовцами у здания Нахимовского Военно-Морского Училища. Ленинград.


    Рига

    Реальное формирование Рижского Нахимовского Военно-Морского училища началось 30 августа 1945 года, когда создавалась организационная структура, подбирался офицерский, старшинский и преподавательский состав, благоустраивались учебные и жилые помещения, интенсивно и целенаправленно осуществлялся набор учащихся - все эти мероприятия позволили своевременно начать учебный процесс.

    1 января 1946 года считается официальной датой рождения Рижского Нахимовского Военно-Морского училища.

    Начальник Рижского Нахимовского училища капитан 1 ранга Безпальчев Константин Александрович

    Нагрузка была значительная. Кроме общеобразовательных предметов, изучали три иностранных языка (французский, английский, немецкий). Были уроки пения, музыки, танцев.

    Помимо основных дисциплин в училище уделялось большое внимание культурному развитию. Воспитанники бывали в театрах. В гости приезжали знаменитости - артистки Алла Тарасова, Любовь Орлова, кинорежиссеры...



    Выход Рижского Нахимовского училища на первомайский парад.1947 год.

    Знаменосец — Сергей Гладышев.

    Ассистенты: слева—Альберт Акатов, справа — Феликс Мартинсон

    В 1946 году в результате чудовищной судебно-административной ошибки, Адмирала Н.Г.Кузнецова, являвшегося тогда Наркомом ВМФ, понизили в воинском звании до вице-адмирала, сняли с занимаемой должности и назначили начальником Управления ВМУЗ, где он находился несколько месяцев. В конце 1947 года Н.Г.Кузнецов посетил с инспекцией Рижское нахимовское училище. Там конечно обалдели. Вскоре справедливость была восстановлена, Н.Г.Кузнецов в 1951 году был назначен на должность Военно-морского министра, а с 1953 года - Главнокомандующего ВМС с присвоением в 1955 году звания адмирал флота Советского Союза. Однако в 1956 году вторично совершенно незаслуженно попал в опалу: разжалован до вице-адмирала, снят с должности и уволен в отставку. Скончался в 1974 году. Только благодаря твёрдой настойчивости и неутомимой активности ветеранских организаций и военно-морской общественности Н.Г.Кузнецов в 1988 году посмертно был восстановлен в воинском звании адмирал флота Советского Союза. Это человек, благодаря которому у нас были лучшиее Нахимовские Училища, где воспитаны сотни тысяч лучших офицерских кадров для флота.


    Николай Герасимович Кузнецов - великий флотоводец Советского Союза

    Звания Героя России удостоены трое воспитанников Ленинградского Нахимовского: Александр Берзин, за которым прочно укрепилось звание "подводник от Бога"; Всеволод Хмыров, награжденный за испытание новой техники; Тимур Апакидзе, который "мог летать на всем, что могло летать". Лишь изредка в восторженных описаниях их жизненного пути можно встретить хотя бы короткое: "Окончил Нахимовское училище", а ведь именно здесь они делали свой первый шаг к подвигу.

    Никто не знает, сколько выпускников Нахимовского училища погибло и сколько осталось в живых в безмолвной войне за достижение паритета на море. Но они были везде. Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Б.А. Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом Красной Звезды). Были нахимовцы и на полигонах, где взрывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.

    На первой советской атомной подводной лодке "К-3", которая в июне 1962-го достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов (выпускник Ленинградского Нахимовского училища 1952 г., награжден орденом Ленина). Восьмым командиром этой лодки (уже носившей имя "Ленинский комсомол") в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, нахимовец выпуска 1970 года, будущий вице-адмирал. Со времени появления первых атомных лодок, возможно, на той же "К-3", начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969-м он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров. Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. командир атомной подводной лодки К-108 Борис Багдасарьян (которого капитан 1-го ранга Изачик чуть было не выгнал из училища) на боевой службе столкнулся с подводной лодкой США, которая упорно следила за нашей. Корпус советской подводной лодки оказался прочнее американской, у Бориса дома в качестве "сувенира" хранится кусок обшивки "американца". А командиром лодки К-219 во время аварии 1986 г., случившейся у самых берегов Америки, был также нахимовец (выпуск 1968 г.) Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте. Лодка затонула в районе Бермудских островов, но благодаря мужеству и самопожертвованию экипажа была предотвращена экологическая катастрофа. Вместе с благодарностью американского народа Британов получил извинения от командования Военно-морских сил США.

    Во время аварии на атомной лодке "Комсомолец" 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов, проявили мужество Андрей Махота, командир группы БЧ-3 лейтенант Константин Федотко (выпуск 1982 г.). Во время аварии 7.04.1989 г. он был на борту и остался жив, награжден орденом "Красного Знамени". Все они - бывшие нахимовцы.

    В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник Нахимовского училища 1951 г.

    С 1955 действует одно Нахимовское Училище в Ленинграде, ныне это уже город Санкт-Петербург.



    Крейсер «Аврора» и Нахимовское Военно-Морского Училище в Санкт-Петербуге

    С Днем Мореходных Училищ! С Праздником! Счастья, Здоровья, Любви и семь футов под Килем!