Древнерусская цивилизация и ее особенности. Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности

Рабочая программа элективного учебного курса

Древнерусская цивилизация

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по курсу «Древнерусская цивилизация» составлена на основе авторской программы элективного учебного курса: , «Древнерусская цивилизация» (М., «Дрофа», 2007г.) и реализуется через учебное пособие «Древнерусская цивилизация», выпущенное издательством «Дрофа».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса «Древнерусская цивилизация» в 10 классе.

Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку ; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников и рекомендуемая литература.

Общая характеристика учебного курса

Древняя Русь - основа современной России. Ведь именно в Древней Руси были заложены базовые принципы тысячелетней русской государственности и культуры. Но изучению истории Древней Руси даже в профильной старшей школе уделяется лишь 14 часов, в течение которых невозможно осветить панораму этой уникальной цивилизации, содержащей в себе ответы на многие концептуальные вопросы российской истории и современности.

Наблюдения над историей всех стран и континентов показывают, что менталитет народов складывается веками и тысячелетиями как своеобразное (чаще всего неосознанное) подчинение определенным формам общежития. Так, менталитет русского народа сформировался в условиях крестьянской общины, берущей свое начало в территориальных организациях восточных славян. И поэтому без изучения истории восточных славян невозможно понимание социально-политических процессов не только древности и средневекового периода, но и современной России.

Другой важный аспект, на который необходимо обратить внимание учащихся, - изначально многонациональный характер Российского государства. Древняя Русь строилась на основе взаимодействия восточных славян с множеством соседних племен (финно-угры, балты, тюрки, остатки скифо-сарматского населения).

В элективном курсе «Древнерусская цивилизация» показано, что Восточная Европа издревле была своеобразным «этническим котлом», в котором одни народы смешивались с другими, и что ни восточные славяне, ни какой-либо другой этнос нельзя назвать «чистым», произошедшим лишь от одного «корня». Подробное изучение этногенеза и взаимодействия славян и их соседей, исследование разнообразных источников приведет учеников к осознанию неприемлемости националистических, шовинистических и других форм расовой дискриминации.

Изучение уникальной культуры Древней Руси, сложившейся в симбиозе язычества и христианства, будет способствовать формированию гуманистических ценностей и религиозной толерантности. Элективный курс «Древнерусская цивилизация» рассчитан на учащихся 10 классов, изучающих историю на профильном уровне.

Цель курса: формирование у старшеклассников представления об уникальности и ценности наследия древнерусской цивилизации как феномена всемирной истории, о преемственности социальных и культурных традиций в истории нашей Родины, об исторических основах национального самосознания. При этом под цивилизацией авторы настоящего курса понимают совокупность историко-культурных общностей, основанных на определенном хозяйственно-культурном типе.

Задачи курса:

Усвоение учащимися знаний об основных закономерностях складывания Древнерусского государства и древнерусской народности на основе синтеза различных этносов и культурных традиций;

Овладение базовыми принципами работы с разноплановыми историческими и историографическими источниками по средневековой истории Руси;

Развитие на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления Древней Руси в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма ;

Развитие творческого мышления учащихся, их познавательной активности, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и приумножению.

Место курса в образовательном процессе.

Элективный курс «Древнерусская цивилизация» рассчитан на 35 часов. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу на основе векторно-стадиального подхода, который в равной степени позволяет раскрыть хозяйственно-культурную и социально-экономическую составляющие древнерусской историко-культурной общности.

Тематика курса предполагает высокий уровень как насыщенности конкретно-историческим материалом, так и обобщения исторических сведений. Это вызвано спецификой содержания курса, слабо освещенного на базовом уровне. Содержательная последовательность проблемно-хронологических блоков курса непосредственно связана с программой отечественной истории в старшей школе (специального предварительного освоения каких-либо разделов других школьных курсов не требуется).

Элективный курс «Древнерусская цивилизация» имеет межпредметный характер и связан с содержанием курсов истории, обществознания и мировой художественной культуры. В государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) включены такие разделы, как

«Народы и древнейшие государства на территории России» (в том числе темы: «Начальные этапы формирования этносов», «Языковые семьи», «Индоевропейцы», «Великое переселение народов», «Дискуссии о прародине славян», «Восточнославянские племена и их соседи: занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город»), «Русь в IX - начале XII в.» (темы: «Возникновение государственности у восточных славян», «Повесть временных лет», «Дискуссия о происхождении Древнерусского государства», «Князья и дружина», «Вечевые порядки», «Принятие христианства», «Роль церкви в истории Древней Руси», «Русская Правда», «Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси», «Лествичный» порядок наследования власти», «Международные связи Древней Руси», «Христианская культура и языческие традиции», «Влияние Византии и народов Степи», «Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности»), «Русские земли и княжества в XII - середине XVв.» (в том числе темы: «Причины распада Древнерусского государства», «Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах», «Монархии и республики», «Русь и Степь», «Княжеские усобицы», «Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве», «Особенности культурного развития русских земель»). Все эти темы представлены в элективном курсе комплексно, сквозь призму становления и эволюции Древней Руси как культурно-исторического феномена и в гораздо более подробном освещении, чем это предполагается на профильном уровне изучения истории.

Курс «Древнерусская цивилизация» непосредственно связан с содержанием дисциплины «Мировая художественная культура», а именно с ее темой «Художественная культура Древней Руси». Темы курса «Крещение Руси - рождение новой культуры» и «Древнерусская культура: духовное и материальное» дадут учащимся возможность понять истоки художественной культуры Древней Руси, увидеть не только ее эстетические, но и социально-исторические особенности.

Кроме того, в рамках настоящего курса много внимания уделяется общетеоретическим вопросам этногенеза, образования государства и социогенеза. Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне предполагает изучение основ политологии и этнологии, в том числе тем: «Формации и цивилизации. Типологии обществ», «Государство в политической системе. Его признаки, функции», «Этнос и нация», «Этнокультурные ценности и традиции», «Ментальные особенности этноса». Изучение этих тем, согласно примерной программе по обществознанию, будет проходить параллельно элективному курсу, а в отношении политологических аспектов - с некоторым отставанием. Это позволит учащимся на качественно более высоком уровне усвоить основные понятия социальных наук, даст возможность самостоятельно отмечать закономерности общественного развития России и других государств и этносов.

Календарно – тематическое планирование курса составлено в соответствии с содержанием и структурой авторской программы и учебном пособии. Завершается курс подготовкой и защитой учащимися презентаций « Проблемы развития Древнерусской цивилизации», в которых они должны провести осмысление проблем формирования древнего этноса и зарождения государства.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Сроки

проведения

Виды промежуточного контроля

(по итогам изучения главы, темы)

Вводное занятие

Происхождение народов: теории и подходы

Этнические и социальные процессы в Евразии (древнейший период)

Происхождение и ранняя история славян

Истоки древнерусской народности

Начала Древнерусского государства

Социальные основы Древней Руси

контрольное тестирование

Крещение Руси - рождение новой культуры

Славяне и Русь между Востоком и Западом

Древнерусская культура: духовное и материальное

Итоговое повторение по курсу

контрольное тестирование

Защита презентаций « Проблемы развития Древнерусской цивилизации»

Итого

Вводное занятие (2 ч)

Древнерусская цивилизация как феномен всемирной истории.

Дискуссия о цивилизации и формации, хозяйственно-культурные типы и историко-культурные общности во всемирном историческом процессе. Прогресс и регресс - вопрос об обратимости исторических процессов.

Понятие «древнерусского»: хронология, социум, государство. Основные источники по периоду, их виды и проблема трактовки. Начало Руси - проблема на стыке наук.

Тема 1. Происхождение народов: теории и подходы (2 ч)

Понятие этноса и этногенеза, основные теории и дискуссии.

Проблема хронологической глубины расо - и социогенеза. Роль природно-климатического фактора. Социальные институты эпохи разложения первобытного общества: кровнородственная территориальная община.

Национальный менталитет как продукт истории. Разные типы общностей в догосударственный период. Этническая составляющая социогенеза и образования государства. Роль миграций в становлении народов.

Тема 2. Этнические и социальные процессы в Евразии (древнейший период) (2 ч)

Происхождение индоевропейцев в научной литературе . Хронология, возможные территории первоначального расселения. Формирование индоевропейского антропологического типа.

Память о переселениях индоевропейцев в этногенетических преданиях различных народов Европы (греки, римляне, германцы, славяне).

Тема 3. Происхождение и ранняя история славян (2 ч)

Вопрос о позднем появлении этнонима «славяне» в письменных источниках. Дискуссии о времени и возможных территориях первичного расселения славян по данным археологии и лингвистики. Вопрос о времени обособления праславянского языка . Глубокое расовое смешение славянства. Антропологическая дифференциация ранних славян.

Проблема славяно-балто-германских отношений в свете современных научных данных.

Неизменность признаков славян в археологических культурах II тыс. до н. э. - конца I тыс. н. э.: погребальный обряд (трупосожжение), лепная керамика, размеры жилища, структура поселений (кучевая застройка). Изначальность земледелия и территориальной общины у славян. Компоненты этногенеза протославян.

Роль иноэтничных элементов в становлении славян. Особенности славянской территориальной общины и проблемы ассимиляции . Геродотова Скифия, глубина славяно-иранских лингвистических параллелей.

Славяне в римское время. Свидетельства о венедах Тита Ливия, Страбона, Плиния Старшего. Зарубинецкая культура: славяне, кельты, сарматы.

Природно-климатические изменения в Европе в III- VI вв. Славяне в эпоху Великого переселения народов.

Появление славян на исторической карте в VI в. Направления славянской экспансии. Склавины и анты: сообщения о социальном строе, характере рабства, быте славян. Археологические данные о славянах VI-VII вв. Миграция славян на Балканы, в Западную Европу. Проникновение в Испанию и Малую Азию.

Тема 4. Истоки древнерусской народности (3 ч)

Неразрывная связь формирования народности и образования государства. Этнический аспект образования Древнерусского государства. Специфика этнических процессов в Европе в I тыс. н. э. (отсутствие прямой преемственности в археологических культурах).

Направления массовых миграций по данным археологии, лингвистики и письменных источников.

Славянские «племена»-земли по «Повести временных лет».

Славянские миграции на Восточно-Европейскую равнину во второй половине I тыс. н. э.

«Повесть временных лет» о балтийской родине словен новгородских, вятичей, радимичей. Особенности культуры балтийских славян. Волин, Ретра, Аркона и их связи с Новгородом. Южная Балтика в восточнославянском фольклоре.

Легенда о происхождении славян из Норика в «Повести временных лет». Миграция славян со Среднего Дуная в VIII в.

Славяне VI-VIII вв. в Среднем Поднепровье.

Происхождение варягов . «Варяжский вопрос» в русской историографии. Новгородское происхождение легенды о призвании варягов. Варяги «Повести временных лет» в узком и широком смыслах. Археологические доказательства расселения варягов по Волго-Балтийскому пути до Волжской Булгарии. Варяги - население южного побережья Балтики. Обособленный характер летописных варягов-руси. Позднейшее распространение названия «варяги» на скандинавов.

Русы. Дискуссии об этнической принадлежности русов. Этноним «русь» в западноевропейских, византийских, восточных источниках. Принципиальные различия в локализации и описании обычаев русов в источниках. Значение индоевропейского корня «рус/рос» и его социальный аспект (светлый - царственный). Археологи о различных теориях происхождения племени «русь».

Тема 5. Начала Древнерусского государства (4 ч)

Многомерность понятия «государство». Теории государства Т. Гоббса и Дж. Локка, М. Бакунина, К. Маркса и Ф. Энгельса. Вопрос о роли славян, русов и варягов в образовании Древнерусского государства.

Норманнская теория и ее критика. Политические причины возникновения норманизма. Борьба вокруг норманнской теории. XVIII в. - 3. Байер, Г. Миллер, В. Тредиаковский, М. Ломоносов. XIX в. - А. Шлецер, Г. Эверс, Н. Карамзин, М. Погодин, А. Куник, Ю. Вене-лин, С. Гедеонов, Д. Иловайский. Аргументы «за» и «против». Русские и славянские названия Днепровских порогов. Имена в договорах Руси с Византией. Финское название Швеции - «Руотси» - «страна скал». Причины возрождения норманизма в последние десятилетия. Важность этнического аспекта политогенеза.

Политогенез - три пути образования государства по Ф. Энгельсу. Славянские «племена»-земли - «государства» афинского типа. Территориальная община как основа социальной структуры. Народное собрание - вече. Совет старейшин - старцы градские. Социальная структура городов и сел: десятки, сотни, тысячи. Институт тысяцких.

Обособление княжеской власти. «Русь» как племя-объединитель восточнославянских земель.

Легендарный характер летописных известий об истории Древней Руси IX-Хвв. Противоречивость княжеских генеалогий. Происхождение княжеской династии.

Вопрос о форме государственного устройства Киевской Руси. Новгород и Киев - политические центры Древней Руси.

Понятие «от рода русского» и обычное право русов.

Конфликт Святослава с древлянами 945 г. - свидетельство конфедеративного устройства Древней Руси. Монополизация полюдья в руках династии Рюриковичей. Ограниченность княжеской власти.

Расширение земель Руси при Владимире: собирание государства или увеличение числа данников? Установление политической гегемонии киевского княжеского дома. Отмена полюдья. Сыновья Владимира - князья-наместники. Вопрос о «лествичной системе» и завещание Ярослава Мудрого.

Тема 6. Социальные основы Древней Руси (3 ч)

Проблема специфики социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке (рабовладение, феодализм).

Проблема «земли» и «власти».

Роль веча. Летописные известия о проявлениях вечевой демократии в политической жизни Руси. Народные движения X-XI вв. - «антифеодальные» или в рамках феодализма? Роль города. Пути возникновения городов в Древней Руси.

Бояре. Дискуссия о происхождении института боярства. Место боярства в социальной структуре Древней Руси.

Закон русский. Русская Правда. Дискуссия о происхождении и характере распространения Русской Правды.

Правда Ярослава как регулятор отношений новгородцев князем. Правда Ярославичей - закон княжеского доме HI Вотчины трех сыновей Ярослава и их бояр.

Категории населения: свободные и челядины, смерды, 1акупы, холопы и др. Смерды - рабы, посаженные на и мню или свободное сельское население? Закупы-наймиты: установление зависимости за долг.

Русская Правда и «варварские правды» Западной Европы: причины сходства и различия.

Т е м а 7. Крещение Руси - рождение новой культуры (3 ч)

Летописные версии о месте принятия крещения Владимиром. Возможные центры распространения христианства - Константинополь, Болгария, Моравия. Крещение «руси» в 867 г. патриархом Фотием. Христиане - дружинники Игоря. Поездка Ольги в Византию в 957 г. и принятие ею христианства. Компилятивный характер летописных статей о крещении Руси. Дискуссии о крещении Владимира и характере раннего русского христианства.

Ярослав и появление митрополии Византийского подчинения на Руси. Первый русский митрополит Иларион и борьба с Константинополем. Десятинная церковь и Софийский собор. Языческие традиции в христианской Руси (природное и социальное).

Тема 8. Славяне и Русь между Востоком и Западом (3 ч)

Восточные славяне на пересечении торговых путей (Волго-Балтийский, Дунайско-Днепровский пути, «из варяг в греки»).

Проблема Леса и Степи (земледельцы и кочевники). Кочевая периферия восточных славян и Киевской Руси.

Политические традиции Тюркского каганата в формировании кочевых государств Восточной Европы VI-VII вв. Великая Булгария и ее распад. Контакты славян с кочевниками в VI-IX вв. Хазарский каганат VIII-X вв.: этническая структура и проблема государственности. Вопрос о хазарской дани.

Новые волны переселений с Востока. Миграции венгров в 830-860 гг. Печенеги. Появление половцев и уничтожение ими причерноморских славянских поселений. Возникновение государственности у половцев. Половецкие объединения - вассалы Руси (берендеи и «черные клобуки»).

Возникновение Волжской Булгарии в конце VIII - начале IX в. Роль Великого Булгара в торговле по Вол-го-Балтийскому пути. Поход Святослава на Булгарию. Тмутараканская Русь.

Польша и Червенские города. Связи польского и русского княжеских домов.

Этапы политических отношений с Моравией.

Установления отношений со Швецией при Ярославе. Шведо-варяжская дружина. Дипломатические браки Ярослава. Византия. Колонии русов в Константинополе.

Торговые договора Руси с греками. Военные столкновения, последний поход 1043 г. на Византию и установление мира. Зависимость русской церкви от Константинополя.

Культурные влияния Востока и Запада.

Т е м а 9. Средневековая конфедерация - удельная Русь (4 ч)

Политическая раздробленность как закономерный и прогрессивный этап в общественном развитии. Вопрос о феодальной основе политической раздробленности на Руси.

Социально-экономические изменения на Руси в XII - начале XIII в. Подъем сельского хозяйства (расширение территории пахотных земель, двух - и трехпольная система севооборота, применение удобрений).

Рост городов и их территории. Преобладание в городах ремесленного и торгового населения. Русская Правда пространной редакции.

Характер этнических отношений при феодализме. Дискуссия о хронологии раздробленности. Принцип «каждый держи отчину свою» - установки завещания Ярослава и Любечского съезда («узаконение» раздробленности).

Изменение границ племенных территориальных объединений - свидетельство сложения системы государственных отношений. Экономическая основа дробления земель и межкняжеских столкновений.

Установление более тесных связей между землями и начале XIII в. Проекты княжеских конфедераций.

Политическое устройство русских земель. Структура управления. Роль местных политических традиций. Состав веча в XII - начале XIII в. (феодалы и посадская верхушка).

Киевская земля. Традиционно значительная роль веча. Вопрос о боярском влиянии. Ослабление княжеской В мсти после смерти Мстислава Великого. Система княжеского «дуумвирата»: происхождение и сущность.

Новгородская земля. Ранний характер сложения боярской республики. X-XI вв. - период отсутствия института княжеской власти. Функции князя в Новгородской республике.

Галицко-Волынская Русь. Роль боярства в управлении землей. Ограниченность княжеской власти боярами.

Северо-Восточная Русь. Сложный этнический состав населения Волго-Окского междуречья. Финно-угорский субстрат. Два потока славянской колонизации (середина I тыс. н. э. и конец X - начало XI в.). Причины возникновения сильной княжеской власти. Новые города - княжеские центры. Противостояние старых (Ростов, Суздаль) и новых (Владимир) административных центров.

Притязания владимирских князей на ведущую роль в русских землях.

Система древнерусских княжеств-государств как цивилизационная альтернатива.

Тема 10. Древнерусская культура: духовное и материальное (4 ч)

Понятие культуры и ее структура.

Истоки культуры Древней Руси: славянское и русское язычество. Сосуществование язычества и христианства. Роль певца и сказителя у славян по данным византийских источников. Русский фольклор. Былины Киевского цикла. Сказки, пословицы и поговорки. Быт населения Древней Руси по данным письменности и археологии.

Письменность. Время и причины возникновения письменности у славян. Черты и резы. Кириллица и глаголица. Истоки глаголицы. Вопрос о распространении глаголицы на Руси.

Грамотность и образование. Школы в Древней Руси по «Повести временных лет». Берестяные грамоты - свидетельство грамотности населения. Летописание. Возникновение русского летописания. Памятники летописания и летописные традиции Древней Руси. Политическая тенденциозность летописцев. «Повесть временных лет». Проблема авторства «Повести временных лет».

Книжное дело. Писцы. Орудия и материалы для письма. Пергамен. Украшения: миниатюры, заставки, инициалы. Переплет.

Литературные памятники. Распространение каменного строительства. Мозаики и фрески. Иконопись.

Итоговое повторение по курсу (2 ч)

Древняя Русь на геополитической карте эпохи.

Стадиальная характеристика древнерусского общества контексте всеобщей истории.

Древнерусские основы российской культуры и менталитета.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать:

Основные факты, явления, процессы, понятия, связанные с проблематикой курса и предусмотренные государственным стандартом общего образования;

Основные закономерности развития восточнославянского этноса;

Хозяйственно-культурные типы и историкокультурные общности на территории Древней Руси и их исторически сложившиеся особенности;

Важнейшие концепции этнокультурных процессов в России, их научную и мировоззренческую основу;

уметь:

Самостоятельно проводить комплексный поиск и анализ информации исторического, этнографического и социологического характера различных источников в рамках поставленной проблемы;

Формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию по историческим, этнологическим и культурологическим проблемам в публичных дискуссиях;

Формирования собственного взгляда на этнические, политические и социальные процессы современности с позиций толерантности, используя историко-этнологические сведения;

Создания фактической и теоретической базы для понимания места России во всемирно-историческом процессе;

Осознания себя гражданином своего Отечества.

Сетевые ресурсы

Археология России. Портал ***** (http://www. *****)

Археология. РУ - Скифика-Кельтика (http://www. archaeology. гu)

Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (http://www. hist. *****/ER/index. html)

Вестник Омского государственного университета (http:// www. omsu. *****/vestnik)

Восточная литература - библиотека текстов Средневековья (http://www. vostlit. *****)

Восточноевропейский археологический журнал (http:// archaeology. /journal)

Восточный факультет СПбГУ. Публикации на сайте (http:// www. orient. *****/articles. htm)

Всемирная история в лицах (http://roles. *****)

Дарьял. Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Электронная версия (http://www. *****)

Институт археологии и этнографии Сибирского отделений Российской академии наук (http://archaeology. *****)

Исторические тексты в библиотеке Максима Мошкова (http://www. *****/POEEAST)

История: Слово. Православный образовательный портал (http://www. *****/rus/history)

Кругосвет. Энциклопедия (http://www. *****)

Лабиринт времен. Исторический альманах (http://* www. *****)

Мир истории. Российский электронный журнал (http://www. *****)

Мир энциклопедий (http://www. *****)

Открытая русская электронная библиотека (http://orel. *****)

Ruthenica. Альманах Института истории НАН Украины (http: //www. history. /sob/contents. htm)

ХРОНОС - всемирная история в Интернете (http:// lnonos. *****)

Справочные издания

Большая школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX-XVII BB. М.,2002.

Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия. Т. 1-3. М., .

Источники

Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М., 1990. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX - 1-я половина XII в. М.; Л., 1989.

Повести Древней Руси XI-XII веков. Л., 1983.

Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I-И. М, .

Се повести временных лет: Лаврентьевская летопись / Сост., комм. , . Арзамас, 1993.

Сказания о начале славянской письменности. Вступительная статья, перевод и комментарий. СПб., 2004.

Литература

Авдусин археологии. М., 1989. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. Артамонов хазар. СПб., 2001.

Захаров Древней Руси: IX в. - М., 1980.

Седов: Историко-археологическое исследование, М., 2002.

К истокам Руси (наблюдения лингвиста). М, 1993,

Фомин и варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005.

Янин В. JI. Я послал тебе бересту... М., 1998.

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Киевские Рюриковичи не могли опереться, как римские императоры, на совершенную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору новой религии и осуществляли построение державы в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.

При всей важности субстратного слоя культурных норм, традиций обычаев населения, составившего Древнерусское государство, нет сом нений в том, что его основной идейной, культурной, информационной (в плане письменности), образовательной, ценностно-ориентационной базой стало христианство. Таким образом, на вопрос, какой по происхождению является русская культура, следует ответить: славянской по языку, греко-православной по большинству иных параметров. В этом новом, христианском культурно-ценностном мироощущении и языке миропонимания славяне прошли путь ассимиляции и “русификации” столь же значительный, что и балты, финны и другие составляющие древнерусского этноса. Именно христианство сформировало и консолидировало новый этнос, и оно же стало главным инструментом создания Древнерусского государства.

«Воцерковление» как политическая программа Киевской Руси (не провозглашенная в каких-либо документах, но ясно «читаемая» в практической политике дома Рюриковичей) имело и еще одно важное социокультурное последствие - становление городской христианской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. При этом следует учитывать и специфический «слободской» характер русских городов, где основная масса горожан продолжала заниматься сельскохозяйственным производством (лишь в незначительной мере дополняемым мелкотоварным ремеслом), а собственно городская культура сосредоточилась в сравнительно узком круге светской и церковной аристократии. Этим же можно объяснить и весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации русских мещан и селян, их невежественность во многих элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшие европейцев, посещавших страну, как в средневековье, так и в более поздние времена. Опора властей на религию в первую очередь как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в кругах церковных писателей) сформировала тот особый тип русского массового православия - формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой, - который Н. Бердяев метко назвал «православием без христианства».

В целом древнерусская цивилизация «киевского» периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от аналогичного раннефеодального периода западноевропейской цивилизации; их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер «титульной», т.е. маркирующей все общество в целом, культуры, высокий уровень милитаризованности и агрессивности политической идеологии и практики, единообразие многих ценностных ориентации и установок сознания (особенно в элитарном слое) и др.

Разумеется, православный характер русского христианства и теснейшее каноническое (и отчасти политическое) общение с Византией не могли не определять стилевой специфики цивилизации Древней Руси. Пожалуй, в первые века древнерусской государственности Киевскую Русь по многим формально-культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству сущностных форм общественного устройства и жизнедеятельности она была, скорее, ближе к Западной и особенно Центральной Европе.

Так что и на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейских социальных реалий (особенно в элитарной части своей культуры) и византийских мистических рефлексий.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Киевское государство начало распадаться в конце XI века. Возникало множество суверенных земель-княжеств: к середине XII века - пятнадцать, к началу XIII века их было уже около пятидесяти. Единое древнерусское государство исчезло. Не было единого центра власти. Процесс раздробленности большого раннесредневекового государства был естественным и определялся следующими причинами: развитием феодальных отношений, оседанием дружинников на землю, недостаточно сильным государственным началом, перемещением мировой торговли в Средиземное море, утратой Русью прежней роли посредницы между азиатским, греческим и европейским миром, опустошительными набегами кочевников на южнорусские земли, вызвавшие отток населения на северо-восток, развитием производительных сил (ростом городов). Европа также переживала полосу распада, раздробленности, но в ней потом возникли национальные государства. Можно предположить, что и древняя Русь могла бы прийти к аналогичному результату.

Раздробленность ослабила общий военный потенциал, усобицы разоряли население. Вместе с тем, в это время бурно росли города, процветало искусство. Закладывались основы хозяйственного единства, натуральное хозяйство разрушалось, мастера переходили к работе на рынок. Появилось ростовщичество, оно способствовало накоплению капиталов. В условиях раздробленности созревали предпосылки к объединению на новой основе - экономической, культурной, политической. Здесь могло возникнуть национальное государство, однако развитие в русских землях пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси стал XIII век. В 1237 году в русских пределах появились монголо-татары, а с ними - гибель людей, разрушение хозяйства и культуры. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы, ливонские рыцари наступали на русские земли. Раздробленная Русь столкнулась с проблемой самосохранения, выживания. Она оказалась как бы между двумя жерновами: татары разоряли русские земли, Запад требовал принятия католицизма. Ярл Биргер из знаменитого рода Фолькунгов предпринял два крестовых похода против Северо-Западной Руси. В связи с этим русские князья для спасения земель и людей могли пойти на уступки Орде, но активно сопротивлялись агрессии Запада.

Монголо-татары, как смерч, пронеслись по русским землям, объявились в Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные набеги, собирая тяжелую дань. Юго-Западные земли Руси в этот период переходили под власть Польши (Галич), языческой Литвы (Минск, Гомель, Киев) - они стремились спастись от монгольского разорения, сохранить свой тип развития.

Становление древнерусской цивилизации

Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами прониклись идеологией и жизненными нормами классового общества. Не имея возможности использовать в широких размерах рабский труд, они либо продавали массы захваченных пленных, либо заставляли их отрабатывать свободу в рамках обычного трудового цикла земледельческой общины. Первое давало им деньги, а вместе с ними неизбежное неравенство. Второе – привычку использовать чужой труд в специфических условиях сельскохозяйственного производства. Сама крестьянская община, обеспечивая земледельцу определенную защиту перед лицом внешней угрозы со стороны своей или чужой знати, постепенно попадает в зависимость от нарождающейся государственной власти. Зависимость от короля или князя становится платой за право относительно спокойно добывать хлеб в поте лица своего.

На характер возникающей государственности большое влияние оказывали разные формы общины. Византийские авторы не без удивления отмечали специфику славянской общины: пленных там не держат в рабстве, а либо отпускают за выкуп, либо предлагают остаться в качестве равноправного ее члена. В литературе обычно территориальная община рассматривается как этап развития после общины кровнородственной. На самом деле они сосуществовали на протяжении столетий и даже тысячелетий. Чаще всего территориальная община складывалась у оседлого земледельческого населения, а кровнородственная – у степного кочевого. Но в ходе многочисленных перемещений и смешений возникали соответственно и смешанные варианты. В принципе, в территориальных общинах управление выстраивалось снизу вверх, и иллюстрацией этого принципа может служить известный «Приговор» 30 июня 1611 г., принятый по инициативе Прокопия Ляпунова Первым ополчением в годы Смуты. Согласно «Приговору», бояре избирались земством и могли быть им же отозваны. Взаимоотношение «Земли» и «Власти» является стержнем внутриполитической истории многих народов, в особенности именно славян.

О.Н. Трубачев, анализируя специфику появления этнонимов у разных народов, указал на принципиально важный факт: у славян и кельтов племена обычно назывались по занимаемой ими территории (поляне, древляне, дреговичи, уличи (у «луки» реки), ободриты (по берегам Одры-Одера) и т. д. Кельтская Арморика в Бретани – равнозначна славянскому Поморью на Балтике. Этнонимы варины (варанги, варяги, вэринги) на Балтике и морины на побережье Северного моря также объясняются из кельтского как «поморяне». От названия реки (Рур, Раура) происходит племя руриков-рауриков. Германские и многие другие племена Европы чаще всего вели свое название от родоначальника или какого-то реального или легендарного давнего предка, вроде венетского Палемона. И славянские племена вятичей и радимичей, пришедшие с польского Поморья, видимо, испытали влияние тех же венетов: именно в Юго-Восточной Прибалтике позднее проявится культ Палемона. Многие самоназвания означали просто «люди». Таковы упоминаемые Лиутпрандом славяне – «Нордлюди». Таковы «манны», «инги», «гунны». Нередко названия давались со стороны и со временем усваивались и теми, кого так или иначе прозвали соседи. Часто это связывалось с тем или иным ритуалом, вроде упомянутых «разноцветных» русов.

Поскольку «чистых народов не было и нет», как любили некоторое время назад повторять последователи исторического материализма в спорах с приверженцами расистских теорий, и исконные формы общежития неизбежно подвергались внешним воздействиям. Нашествия кочевников часто ставили вопрос о выживании, заставляя либо бороться, либо договариваться, либо искать новые места поселения. При этом, как правило, территориальные общины легко ассимилировали иноплеменников и довольно легко воспринимали соседство иных племен. В середине XIX в. два далеких друг от друга автора отметили характерную черту славяноязычных россиян: способность ассимилировать иные народы. Французский публицист и историк А. Токвиль отметит, что Россия (в отличие от Америки), дойдя до Тихого океана, не уничтожила ни одного народа. Об этой же уникальной способности России скажет и Ф. Энгельс в письме К. Марксу (от 23 мая 1851 г.).

Котлы с изображением сиринов

Специфические черты, отличающие древнерусскую культуру, формируются главным образом в Среднем Поднепровье. Именно проходившие здесь процессы накладывают ту особую печать, которая отличает древнерусское от общеславянского. Здесь соприкасались лес и степь и связанные с природным фактором разные формы ведения хозяйства. Отсюда шли связи с культурными центрами Подунавья, Причерноморья и Средиземноморья, а через Прибалтику со странами европейского Запада и северо-запада. На протяжении многих столетий южной периферией Среднего Поднепровья шли передвижения племен с востока на запад. В отдельные периоды происходили и встречные передвижения. Таковые особенно усилились в последних веках до н. э. и в первых веках н. э. Растущий Рим как бы блокировал возможности расселения на юго-запад, а сдвиги в социальном укладе и, может быть, климатические изменения заставляли многие племена приходить в движение.

Эпоха великого переселения народов сопровождалась возникновением государственных объединений, которые на первых порах еще весьма непрочны и поддерживаются не столько производственными процессами, сколько стимулами внешнего порядка: существованием общего врага или надеждой на богатую добычу. Классовое расслоение все больше сближает социальные верхушки разных племенных союзов и углубляет противоречия внутри их. Государство теперь берет на себя главные свои функции: обеспечение определенного «порядка» за счет узаконения системы господства и подчинения в собранной воедино внутренним развитием или внешним воздействием территории. VI – VIII вв. в Европе – это эпоха своего рода упорядочения новой социальной структуры и значительно обновленной этнической карты. В Европе формируются новые народности и новые государства. Процесс этот неизбежно должен был принять всеевропейский характер, поскольку экспансия сильных в отношении слабых соседей могла остановиться, лишь встретившись с соответствующим противодействием. Иными словами, процесс классообразования и возникновения новых государств в Европе должен был втянуть в него все племена и все территории. Практически это означало, что в Европе не оставалось племен, не плативших кому-нибудь дань.

Остров Руян (Рюген) и Аркона (крупный план)

Восточная Европа, естественно, не была исключением. Здесь также интенсивно идет процесс классообразования и сказывается неравномерность развития. Государственные образования здесь также возникают в разных местах и на разной этнической основе, при этом одни племена попадают в зависимость от других. Помимо традиционных причерноморских центров цивилизации, к государственности переходят отдельные ирано– и тюркоязычные народы. Возникает государственность у алан, хазар, волжских булгар. Устойчивый характер принимает государственность и у славян. И у них выделяется несколько центров, между которыми длительное время идет борьба. Участие в этой борьбе неславянских элементов (обычное для переходного периода у всех европейских народов) породило крайне противоречивое толкование самого процесса оформления древнерусской государственности. На протяжении длительного времени существенно менялись границы нового образования: отпадали одни земли, включались другие, пока в IX – X вв. наконец более или менее стабилизируется круг территорий, племен и традиций, с которыми ассоциируется понятие собственно древнерусского. Борьба норманизма и антинорманизма в позднейшей историографии – лишь отражение и упрощение крайне сложного и противоречивого процесса сложения древнерусской цивилизации, в котором реально участвовали выходцы из разных земель и племен.

План святилища в Арконе и его реконструкция

Сложение древнерусской цивилизации осуществляется в ходе взаимодействия главным образом славян и русов, причем и те и другие сами оказываются осложненными реликтами других этнокультурных объединений, а различные племена их более или менее существенно различаются между собой. Русы к тому же и изначально представляли разные по происхождению этносы. А взаимодействие славян и русов проявляется в разной форме почти во всех основных районах обитания разных «Русий». Славянизации подвергается и рутено-венедское население Прибалтики, и Русь Причерноморская, отчасти Русы аланов Подонья, не говоря уже о собственно Руси в Приднепровье, где русы появляются с зарождения Черняховской культуры, причем, видимо, оба главных ее вида (руги-роги и росомоны). Но естественно, что и славянство в ходе взаимодействия проникалось какими-то чертами, характерными для руси или иных племен и народов (в частности иранских), которые участвовали в сложении новой государственности и культуры. В этой связи представляет значительный интерес выделение компонентов, из которых складывается новый этнос и новые традиции.

Из книги Московское царство автора Вернадский Георгий Владимирович

3. Пласты древнерусской культуры I Основы древнерусской культуры были заложены в эпоху древнеславянской истории.Почитание солнца и преклонение перед силами природы составляли сердцевину древнеславянской религии. Род с его культом был основной социальной и религиозной

Из книги Начало Руси: Тайны рождения русского народа автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Становление цивилизации Время, календари, летосчисление Одним из первых признаков возникновения цивилизации – слова, тождественного понятию «культура», как материальная, так и духовная, – является появление календаря. Само слово «календарь» произошло от латинского

автора

§ 3. Становление европейской феодальной цивилизации Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости Не менее важные изменения происходили на другом континенте, в Северной Америке. Сюда переселились из Европы наиболее предприимчивые, часто преследуемые у себя на родине люди. О представителях

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 18. Становление советской цивилизации Скептики среди российских марксистов, например Г. В. Плеханов (1856–1918), а также критики большевизма говорили о том, что Россия не созрела для социализма. Казалось очевидным, что в стране нет необходимых предпосылок для строительства

Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

Часть третья. Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Раздел 3. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗДНЕАНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В исторической литературе благодаря церковным преданиям довольно долго господствовало мнение о том, что христианство укрепилось в Херсонесе, как и во всей Римской империи, к концу

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Становление хозяйственных основ перуанской цивилизации Для того чтобы осмыслить ход эволюции общества, необходимо, таким образом, прежде всего оценить изменение энергетического потенциала культуры, а затем выяснить, что за коллективы существовали на данной территории

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Становление цивилизации и ее открытие наукой Природные условия Египта Согласно древнегреческому историку Геродоту из Галикарнасса, посетившему Египет в середине V в. до н. э., «вся страна, наводняемая и орошаемая Нилом, принадлежит Египту, и все люди, живущие ниже

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории В жгучий год, когда сбирает родина Плод кровавый с поля битв; когда Шагом бранным входят дети Одина В наши дрогнувшие города, - . . . . . . . . . . . . . . . . В этот год само дыханье гибели Разомкнуло память дней былых, Давних дней,

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ "Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в 8-9 вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Общие черты в современных русском, белорусском и

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы 4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Книга III Становление интернациональной цивилизации Все истины - только тени, за исключением последней и окончательной истины; и все же каждая истина верна по-своему. Она становится сутью в своем месте, но в другом - остается лишь тенью… Айзек

1. Предпосылки возникновения древнерусского государства.

2. Возникновение феодализма в России: от Киевской Руси к Московскому государству.

3. Становление российского самодержавия.

4. Культура Древней Руси: между Западной Европой, Византией и Востоком.

Литература:

1. Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне. М.: Университет Дмитрия Рожарского, 2009.

2. Даркевич В.П. Цивилизация Древней Руси XI-XVII веков. М.: Белый город, 2012.

Электронные ресурсы:

1. Рукописные памятники Древней Руси // http://www.lrc-lib.ru/

2. Восточная Литература: Библиотека текстов Средневековья // http://www.vostlit.info/

Особенности древнерусской цивилизации формировались как результат воздействия множества природно-географических, геополитических, религиозно-конфессиональных, этнических и социальных факторов. Располагаясь на границе Европейского и Азиатского миров, занимая обширные равнинные просторы, незащищённые никакими существенными природными препятствиями от кочевников, и находясь на значительном удалении от Византии и политических центров Западной Европы, Древняя Русь шла своим самобытным путём. Достижения Южных и Западных соседей Руси служили своего рода образцами для её правителей. Восточные славяне не обладали богатым наследием Античности и были вынуждены создавать свои институты власти и способы самоорганизации, руководствуюсь главным образом собственным опытом. Однако опыт ближайших соседей, норманнов, германцев, чехов, хазар и иных народов также учитывался при формировании местной системы права и государственного управления. Этническую основу древнерусского общества составляли восточные славяне. В процессе своего развития они постоянно взаимодействовали с финно-угорскими, балтийскими и тюркскими народами, оставаясь при этом культуро- и государствообразующей силой.

Под древней Русью в широком смысле понимают продолжительный период, охватывающий историю восточнославянского общества и его государственных образований с середины IX-го до конца XVII-го веков, времени восшествия на престол Петра I и последовавших после этого реформ. Эти преобразования рассматриваются в качестве поворотного момента в истории развития русской культуры и смены векторов её развития в направлении западноевропейской системы политических и культурных ценностей. В узком смысле под Древнерусским государством или Древней Русью подразумевают раннефеодальное государство, получившее в историографии наименование «Киевская Русь». Сами жители назвали своё государство «Русью» или «Русской землей».

Появление восточнославянского государства, получившего название «Древняя Русь», связано с легендарными событиями 862 г., отмеченными в Повести временных лет, древнейшей русской летописи, воссозданной академиком А.А. Шахматовым на основе записей Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Под этим годом сохранилось сообщение о призвании на Русь, в Новгород, варяжского конунга Рюрика, прибывшего в земли ильменских славян со своей роднёй и дружиной, обозначенными в качестве братьев Синеуса и Трувора. Со временем потомство легендарного Рюрика завоевало исключительное право именоваться князьями и создало правящую династию Рюриковичей.

Преемники Рюрика, князья Олег, Игорь и Святослав, продолжили распространение своего влияния вниз по Днепру, ставшем главной торговой водной артерией возникавшего государства. Важнейшими событиями правления Олега стали завоевание Киева с последующим переносом в этот город княжеской резиденции, превратившей город в столицу Руси. Но особенно Олега прославил успешный поход на Константинополь.

Князья Игорь и Святослав, продолжили политику своего предшественника. В период их правления с политической арены исчез могущественный Хазарский каганат, Византия пережила целую череду войн с Русью, а земли Болгарии на непродолжительное время подчинились власти киевского князя. В эти годы происходило дальнейшее утверждение русского присутствия на византийских рынках.

Древнерусское государство, подобно другим государствам раннего средневековья было лишь относительно устойчивым политическим образованием. Каждому новому князю приходилось заново подчинять входившие в его состав племена. Система управления была элементарной, опиралась на княжескую семью, дружину и круг формирующегося боярства. До правления Владимира Святославича Рюриковичи испытывали конкуренцию и угрозу своей власти как со стороны местных племенных князей, так и со стороны некоторых сильных бояр, выделившихся из состава дружины. Лишь во времена Владимира Святославича племенные княжения были окончательно ликвидированы, а управление государством осуществлялось посредством наместничества (посадничества) в руках его детей. По мере развития древнерусской государственности органы власти усложнялись за счёт появления элементарных форм государственного аппарата и вечевых структур, действовавших в Новгороде, Киеве, Переяславле, Ростове и других городах. Важнейшей формой контроля территорий, управления ими и пополнения казны в X-XII вв. выступало полюдье, заключавшееся в объезде князем или его представителями подчинённых территорий для сбора дани, совершения суда и защиты своих интересов.

Важнейшим событием конца X в., на столетия определившим основные направления развития государства, стало Крещение Руси (988). Уже во времена Ярослава Мудрого древнерусская церковная организация приобрела статус митрополии. Огромную роль в приобщении восточнославянского общества к новым религиозным идеям сыграло греческое и болгарское духовенство. Однако главная заслуга в насаждении христианства принадлежит правящему княжескому роду. Принятие христианства не только укрепила и возвысила статус правящей династии и Руси, но и способствовало проникновению на Русь новых политических идей, нравственных норм, высоких форм культуры, письменности, новых архитектурных, художественных стандартов и т.д. Уже в XI в. на Руси появляются первые относительно самостоятельные письменные произведения и юридические предписания: «Слово о Законе и Благодати», цикл произведений, посвящённых князям Владимиру, Борису и Глебу, княгине Ольге, «Изборники» (собрания различных произведений религиозно-назидательных и познавательных произведений), начальные летописные своды, первый элементарный корпус законов «Русская правда» и др. памятники письменно культуры. При Софийском соборе Киева возникает первая русская библиотека и первая школа переводчиков. В конце X – первой половине XI вв. предпринимаются усилия, направленные на создание элементарных школ и распространение грамотности среди представителей княжеского окружения, нарочитой чади. На Руси помимо деревянного строительства развивалось и каменное (из камня и плинфы).

Русификация церкви (приход на смену греческим священникам представителей местных народов, прежде всего восточных славян) привела к развитию монашества, а вместе с ним значительно более высоких форм религиозной культуры и нравственности. Крупнейшими монастырскими центрами домонгольской Руси был Киево-Печерский монастырь, а также новгородские, псковские и ростовские обители. Наряду с греческим духовенством на Руси осуществляли свои миссии ирландские монахи, епископы и священники Германии и Польши, получавшие поддержку княжеской власти и пользовавшиеся снисходительностью местных церковных властей.

С принятием христианства Русь становится активным участником политической жизни Европы: на смену военным походам «на греки» пришли военно-политические и династические союзы и договорённости с Византией, Германией, Польшей, Чехией, Венгрией, Данией, Норвегией, Францией и Англией.

С конца XI в., Любечского съезда князей (1097), сформулировавшего «принцип отчинности», активизировались процессы формирования феодальных форм управления и хозяйствования. С 30-х годов XII в. Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности, характеризовавшийся постепенной утратой Киевом своего доминирующего политического и экономического положения в землях восточных славян и усилением таких политических центров, как Владимир (на Клязьме), Новгород и Галич. Вместе с этим феодальная раздробленность не предполагала полное уничтожение политического единства Руси. Политическая целостность восточно-славянских земель обеспечивалась поддержанием принципов старейшинства в роду Рюриковичей. Культурное и религиозное единство во многом гарантировалось относительным единством древнерусской церковной организации, общими языком и культурно-этническими ценностями и нормами.

(Киевская Русь в конце X – начале XI вв.)


Во второй трети XII – первой трети XIII в на Руси сформировались три типа политических систем: 1) монархическая княжеская власть во Владимиро-Суздальском княжетве; 2) средневековая республиканская организация в Новгороде и 3) южнорусские и юго-западные княжества, в которых княжеская, боярская и городская власти обладали приблизительным равенством.

Раздробленность имела и благоприятные последствия: экономическое укрепление политических центров земель-княжений, развитие ремёсел, развитие вечевых форм власти, возникновение более развитых представлений о собственности и праве. Русь оказалась вовлечённой в большинство знаковых событий эпохи: Крестовые походы, формирование раннефеодальных монархий в Восточной и Западной Европе, борьбу за власть в Византии. Именно на эти годы приходится полный перелом в борьбе с половецкими угрозами.

Вместе с этим «раздробленность» существенно ограничивала способность Руси противостоять угрозам Степи, осложняла внутрикняжеские конфликты (усобицы), приводила к ослаблению пограничных территорий, массовым переселениям жителей Южной Руси на более спокойные территории Владимиро-Суздальских и Галицких владений. Например, уже во второй половине XII столетия Русь утратила своё влияние в Крыму, а Тмутараканское княжество, по образному выражению Н.Ф. Котляра, было «поглощено волнами морской стихии Степи» и прекратило своё существование. Не менее драматична судьба Киева. К моменту прихода сюда монголов (1240), прежняя столица Руси уже дважды была разорена собственными князьями, а от населения города, численность которого в X-XI вв. уступала только Константинополю периода расцвета, по мнению историков, составляла не более 3000 человек.

Монгольское нашествие на Русь (1237, 1240 гг.) принципиально изменило политический облик древнерусских земель. Примерно две трети городов и поселений были разрушены или уничтожены. При этом треть из них так и не были восстановлены. Если до нашествия Русь развивалась в контексте Европейской парадигмы, то после него она (особенно на её Северо-Востоке) стала быстро заимствовать деспотические принципы управления, характерные для государств Азии. На Руси, исключая Новгород, исчезло вече. В условиях постоянной угрозы со стороны Монгольской империи князья и церковь предпочли искать союза с завоевателями, чем во многом обеспечивали относительную безопасность княжеств от угроз набегов. Без ханских ярлыков власть Рбриковичей и митрополитов утрачивала свою легитимность. Ещё одними бедственными результатами нашествия стали «баскачество», постоянное присутствие военной администрации, и «выход», ежегодная дань в пользу Монгольской империи, а после её распада – Орды. Размер «выхода» был фиксирован. Однако сборщики, вначале монгольские, а за тем, после отмены «баскачества», и свои, русские, многократно увеличивали её размеры. Такие действия усиливали экономический гнёт местного населения. Одновременно с этим северо-западные рубежи Руси, Новгородские земли и территории Галиции и Волыни, оказались под постоянными ударами своих соседей: немцев, шведов, венгров. С конца XIII столетия начался процесс принятия и перехода значительной части южнорусских земель в состав Литовского и Польского государств, а территории Новгорода были частично утрачены, завоёваны Швецией и Ливонским орденом.

Вместе с этим монгольское господство способствовало развитию и иных, не менее важных процессов: осознанию древнерусскими элитами и населением в целом необходимости политического и религиозного единства Руси, появлению новых политических и идейных центров собирания древнерусских земель, прежде всего Москвы, распространению монашеской колонизации прежде неосвоенных территорий, возникновению новых очагов национальной культуры. В итоге к концу XIV в. на политической карте Евразии появилась новая этническая общность – русский народ.

Время монгольского господства привело к появлению таких личностей как Александр Невский, Даниил Галицкий, Иван Калита, Дмитрий Донской, митрополиты Петр, Алексий, Иона, преподобные Сергий Радонежский, Андрей Рублёв.

Тем не менее, если в Западной Европе XIV-XV вв. продолжали развиваться ремёсла, возникали мануфактуры и получали силу идеи гуманизма, Русь только начинала освобождаться от форм политической зависимости от Орды и оставалась на средневековой стадии исторической эволюции. Однако итоги Куликовской битвы (1380) предопределили судьбу Орды и стали началом заката её господства над Московским княжеством и Русью.

В XIV-XV вв. на Руси восторжествовала идея сильной княжеской власти, принципы которой были сформулированы и развиты в Москве. Правления Василия I, Василия II, Ивана III, протекавшие на фоне борьбы с остатками Золотой Орды, прежде всего с Казанским ханством, привели к формированию сильного национального государства, обладавшего всеми элементами монархии, опиравшейся на представителей различных сословий и развитый аппарат управления: Дворец и Двор. В годы великого княжения Ивана III важное значение приобрели его женитьба на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора, принятие Иваном титула «Великого Государя» и завоевание Казани, с установлением над ней русского протектората. Был издан новый судебник, началось переустройство Московского Кремля, его дворцов и храмов с привлечением иностранных мастеров. В дальнейшем традиция приглашения иноземцев, чаще всего итальянцев, ко двору великого князя прослеживалась на продолжении всего правления Василия III. Опыт и знания иноземных мастеров использовался не только в архитектуре, но и в образовании, создании огнестрельного вооружения.

Важнейшее значение имели политические процессы времени первого венчанного русского царя Ивана IV. Просторы России увеличились в два раза: было присоединено почти всё Поволжье (Казань и Астрахань), Сибирь, началась борьба за возвращение удобных выходов к Балтике (Ливонская война), сформировалась сильная монархия. Однако «опричнина», низкая плотность населения, слабость экономических отношений и общий невысокий уровень политической, правовой и социальной культуры Руси не позволили государству воспользоваться первоначальными успехами преобразований Ивана IV.

В конце XVI – начале XVII вв. в результате династического кризиса, вызванного пресечением прямой линии династии Рюриковичей, малоавторитетностью новых правителей, безуспешно пытавшихся создать новые династии, неурожаями и последующим после них голодом, распадом территорий и интервенцией Польши и Швеции, Россия в ступила в полосу Смутного времени. Преодоление общенационального кризиса произошло только в 1613 г., с избранием на царство Михаилом Феодоровича Романова, поддержанного церковью, Земским собором и героями 1612 г., князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Козьмой Мининым.

Правление первых Романовых, Михаила, Алексия, Феодора и Софьи вошло в историю под названием «бунташного века». Это объяснялось теми социальными подвижками, которые происходили на протяжении всего их царствования: преодолением почти двадцатилетнего времени Смуты, экономической отсталостью страны, социальной и религиозной нестабильностью, протекавшей на фоне церковных реформ патриарха Никона и возникшего после этого Раскола, процессов воссоединения с Украиной, изменением социальной структуры общества и повышением роль дворянства, чередой войн. В середине XVII в. в результате решений Земского Собора 1649 г. в стране было введено крепостное право, призванное стабилизировать экономическую и социальную ситуацию в России. Ещё одним важным решением Соборного Уложения 1649 г. стало закрепление широких прав монарха, по сути предвосхитивших возникновение абсолютизма. В результате Россия пережила цепь мятежей и бунтов: Соляной и Медный бунты, волнения в Новгороде, борьба со старообрядчеством, восстание Степана Разина, мятеж соловецких монахов, стрелецкие восстания в Москве и т.д. Именно на эти годы приходится сложный процесс подчинения воле государства разрозненных и опасных казачьих поселений.

Вместе с этим Россия переживала серьёзные перемены в области культуры. Впервые в московском государстве возникла целая сеть славяно-греко-латинских школ, призванных решить проблемы недостатка образованных кадров при царском дворе и в управлении на местах. Происходило постепенное сближение России и Западной Европы: приглашаются западноевропейские мастера, архитекторы и оружейники, строится «немецкая слобода» для проживания иностранцев в столице, появляется придворный театр, в моду входят книжные собрания (библиотеки), ношение европейской одеды и изучение иностранных языков, начинается переустройство армии по европейским образцам («полки нового строя»). На эти годы приходится деятельность таких личностей как бояри А.С. Матвеева, Ф.М. Ртищева и А.М. Львова, князя В.В. Голицына, братьев Лихудов, Симеона Полоцкого, Сильвества Медведева, киевского митрополита Петра Могилы, основателя Киевской Академии.

Таким образом, древнерусских период русской истории представляет собой целостный этап в развитии отечественной культуры, русского общества и российской государственности.

Персоналии

Владимир Мономах. (1053 – 17125) –­ внук византийского императора Константина IX Мономаха, выдающийся полководец, борец с половецкой угрозой. Был призван на великое киевское княжение по воле восставших горожан (1113). В период его правления Киевская Русь пережила период своего наивысшего культурного подъёма.

Александр Ярославович Невский (1221–1263) – выдающийся правитель Древней Руси, в разные годы был князем Новгородским, великим князем Киевским и великим князем Владимирским, победитель шведов и тевтонцев, искренний и последовательный сторонник союза с Ордой, противник церковного союза с Западной Европой.

Даниил Александрович Московский (1261 – 1303) – младший сын Александра Ярославича Невского, первый удельный правитель Московского княжества, родоначальникдинастии московских князей, прославлен в лике святых.

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) – сын Ивана Красного, князь Московский (1359), Великий князь Владимирский (1359), прозван Донским за победу над Мамаем в Куликовской битве, основатель белокаменного Московского кремля. В его правление Московской княжество стало главным центром политического объединения древнерусских земель, а Владимирское княжество стало наследственным владением московских князей.

Ермак Тимофеевич (ок. 1532-1542 гг. – 1585 г.) – казачий атаман, покоритель Сибирского ханства .

Степан Тимофеевич Разин (Стенька Разин) (ок. 1630 – 1071 гг.) – донской казак из станицы Зимовейской, объявивший себя царём, предводитель крупнейшего в истории допетровской России восстания 1670-1671 годов.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие цивилизации и народы оказали принципиальное влияние на формирование древнерусской цивилизации?

2. Какими общими социально-политическими и культурными чертами обладала Древняя Русь с Европой?

3. Как и насколько новые географические открытия, изобретение книгопечатания и развитие университетов, частных и монастырских школ способствовали социальным изменениям в Европе? Затронули ли эти процессы культурные и социальные процессы в России?

4. Чем можно объяснить деспотические формы правления на Руси в XVI в., и насколько это явление вписывалось в европейские политические процессы?

Практикум:

1. В то время как христианская жизнь Киевской Руси ориентировалась главным образом на религиозные образцы Византии, политические процессы в древнерусском государстве во многом соответствовали тому, что происходило в Западной Европе. Чем можно объяснить этот феномен?

2. В X-XIII вв. западноевропейские правители, послы, путешественники и миссионеры воспринимали просторы Древней Руси как часть европейского политического и культурного пространства. Чем можно объяснить то, что уже в XIV столетии оценки изменились, и в глазах германцев, французов и даже поляков, и венгров территории Владимирского великого княжения оценивались иначе, рассматриваясь как часть Азии?

3. Великокняжеская, а затем и царская власть в Древней Руси считалась священными. Простолюдин даже не имел права свободно видеть правителей государства и наследников престола. Господствующий слой был невелик, его представителей связывали тесные родственные и служебные отношения. В результате, присвоить себе чужое имя и выдать себя за кого-то другого, было крайне сложно. Как могло возникнуть в таких условиях в начале XVII в. самозванчество, сравнительно легко получившее поддержку широких слоев русского общества, заручавшееся благословением крупнейших церковных иерархов и в итоге достигавшее царского престола?

Древнерусская цивилизация сформировалась в VII – IX веках на основе древневосточной цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Именно об этих факторах, и о их влияние на лицо российской цивилизации и пойдет речь в этой статье.

Возникшая на стыке Азии и Европы, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию. История крупнейшего в Европе Российского государства развивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, с другой – имеет ряд особенностей. В первую очередь на складывание и развитие государства и его населения влияют природно-климатические и географические условия. Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями: Белым, Балтийским, Черным и Каспийским, и тремя горными хребтами: Карпатами, Кавказом, Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их притоками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Славянский поселок. Художник И.И. Пчелко

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими и хвойными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосами наиболее глубокого и мощного чернозема. Еще далее располагается степная полоса – безлесная, но плодородная и удобная для земледелья. А на юге-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря находится пустыня – непригодные для обработки песчаники и солочанки.

Важнейшими в древности были торговые пути, проходившие по рекам Восточной Европы. Речные пути со временем приобрели международное значение. С VI века известен великий водный путь, получивший в историографии название «Путь из варягов в греки». Он проходил с севера на юг; из Скандинавии в Византию. Начинался он из Балтики, шел по Неве и Ладожскому озеру, далее по реке Волхов в озеро Ильмен, из него по реке Ловать, к верховьям Днепра, и уже через Днепр к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них – с Византией.

Заморские гости. Художник Н.К. Рерих

Другой путь «Из варягов в персы» шел на юго-восток по притокам Волги, далее по самой волге до Каспийского моря, через земли волжских болгар, Хазарского каганата в Персию. Так восточные славяне имели тесные связи с Востоком и Западом, а следовательно впитывали культурные традиции Европы и Азии.

Не менее важную роль в формировании лица цивилизации восточных славян сыграл религиозный фактор. Принятие христианства по византийскому образцу способствовало укреплению власти княжеского рода Святославичей, развитию письменности, вступлению древневосточного славянского государства – Киевская Русь в семью европейских государств и укреплению его международного авторитета. Кроме того, приглашение на княжеский престол легендарного Рюрика новгородцами также явилось политическим фактором формирования своеобразности восточнославянской цивилизации. Однако, многие историки считают, что еще до прихода варягов на Русь здесь уже существовали развитые политико-правовые и социальные отношения, предшествовавшие появлению государства. Так, например, В.О.Ключевский, опираясь на арабские и византийские источники, сообщает, что уже в VI веке у восточных Славян существовал “большой военный союз под предводительством князя Дулебов. Постоянная борьба с Византией, – пишет далее историк, – завязала этот союз, стянула восточные племена в одно целое ”.

Христианство и язычество. Художник С.В. Иванов.

Таким образом, кроме географического и природно-климатического фактора, важную роль в формировании древнерусской цивилизации сыграли внешние факторы, такие как отношения с Византией, а через нее Греко-римское культура, приникшая на Русь вследствие принятия христианства. Кроме того, отношения с варягами, также способствовали формированию своеобразного цивилизационного лица. К внутренним факторам можно отнести, прежде всего, постоянную борьбу с природой, благодаря чему славяне имели высокий технический и технологический уровень, выражавшийся в трехпольном, засечном земледелье, в совершенствовании орудий труда. В результате переселения народов, в которую были втянуты и славяне, у них в V – VI столетиях складываются новые общности, носившие не кровнородственный, а территориально-политический характер. Источники сообщают, что к VIII – IX векам сложилось 12 союзов племенных княжеств. У некоторых авторов мы встречаем такое понятие как «конунг», что означает союз.

Если говорить об особенностях древнеславянской цивилизации, то здесь необходимо упомянуть такую особенность как менталитет. На формирование славянского менталитета большую роль сыграли с одной стороны византийская христианская духовная и материальная культурные традиции, с другой – языческая религиозная система, долгое время господствовавшая на Руси. Даже после принятия христианства, традиции язычества продолжали существовать в народе одновременно с христианской повседневной практикой. Многие праздники, например «Солнцеворот», который празднуется и в настоящее время во многих местах современной России своими корнями уходит в глубокую древность. Не менее древними являются коляда и масленица – чисто языческие славянские праздники, дожившие до наших дней. Таковы были факторы повлиявшие на формирование восточно-славянской цивилизации.

http://www.slavianin.ru/3-2010-07-06-09-31-17/detail/69-7fb8f0ee4032-3.html?tmpl=component